Виды мышления человека: самая полная классификация с описанием + примеры
Содержание:
- Работы и их содержание: любопытные аспекты
- ↑ Виды мышления
- Развитие мышления
- Позитивное мышление
- Процессы
- Мыслительные операции
- Суть и понятие
- Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!
- Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей
- Примеры из жизни некоторых видов мышления
- Функции и процессы
- Индивидуальные особенности мышления и бизнес
- Образы и опыт
Работы и их содержание: любопытные аспекты
Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.
На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.
↑ Виды мышления
Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.
Образное мышление.
Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие
Понятийное мышление, те. мышление в форме понятий.
В процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с одинаковыми характерными особенностями — квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т д.
Знаковое мышление
В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Развитие мышления
Нужно развивать в себе качества креативных личностей:
- Коммуникативность. Креативность выражается в общении, в способности к сотрудничеству, поэтому креативные личности хорошие коммуникаторы.
- Открытость. Открытый разум – это ум, который ценит критику, готов к новым решениям и идеям и не боится оценки своих идей. Человек с открытым умом готов учиться на успехах и ошибках, растет и развивается.
- Рискованность. Для принятия инновационных решений необходимо быть смелым, не боятся рисковать и выходить из зоны комфорта.
- Знания. Чтобы видеть полную картину решаемой проблемы, нужно хорошо разбираться в своей отрасли.
- Гибкое мышление. Они легко адаптируются к изменениям и мыслят вне стереотипов. Творческие люди приветствуют изменения, не боятся менять свой метод работы и умеют сотрудничать с другими.
Позитивное мышление
Позитивное мышление – гораздо больше, чем просто оптимистичное отношение ко всему. Это не игнорирование имеющихся проблем, не уход от них головой в песок. Это способность видеть множество решений даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Сила позитивного мышления заключается в том, что это один из эффективных методов борьбы со стрессом, а умение справляться с ним есть залог сохранности здоровья. Причиной этому является:
- Уменьшение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Стресс – одна из причин развития гипертонической болезни и атеросклероза сосудов.
- Повышение устойчивости к простудным заболеваниям. К примеру, студенты с низкими адаптационными возможностями по окончании такого стрессового события, как сессия, часто начинают болеть простудой.
- Личности, обладающие позитивным мышлением более склонны к ведению здорового образа жизни (регулярные физические нагрузки, правильное питание).
Влияние позитивного мышления на повседневную жизнь
Представьте себе ситуацию, в которой вам на тропинке встретился медведь. Вы почувствуете страх и мозг запрограммирует определенное действие – бежать от угрозы. С одной стороны, это эволюционно полезное чувство, которое помогает человеку справиться с экстремальной ситуацией. Но с другой стороны, оно ограничивает круг идей, которые могут прийти вам в голову. Негативные эмоции сужают ваш разум, фокусируют на конкретные действия. В тот же момент у вас может быть возможность залезть на дерево, взять палку, но все это будет казаться неуместным, когда перед вами стоит медведь.
Это полезный инстинкт, если вы пытаетесь спастись, но в XXI веке человек не сталкивается с подобными ситуациями. Тем не менее, человеческий мозг так и остается запрограммированным на негативные эмоции таким образом, что при этом ограничивается спектр идей, которые могут прийти в голову. Например, когда за вечер нужно сделать большой список дел, мы испытываем раздражение, которое будто парализует нас и не дает приступить к их рациональному выполнению.
У вас негативное мышление, если:
- После продуктивного рабочего дня вас похвалили за работу, вы приходите домой и вместо того чтобы искренне порадоваться за себя, начинаете думать, как выполнять еще больше задач.
- Когда происходит что-то плохое, вы вините исключительно себя. Например, отменилась встреча с друзьями и вам кажется, что они просто не хотят видеться с вами.
- Разлитая на одежду чашка чая наводит вас на мысль, что весь день пойдет насмарку.
Оптимистичные личности склонны к позитивному мышлению. Но и пессимисты могут оптимистично мыслить, если освоят определенные навыки.
Процессы
Это целенаправленное использование понятий и суждений с целью получить конкретный результат. Перед процедурой происходит определенная ситуация (она и становится условием задачи), а затем собираются данные и анализируются.
На завершающем этапе цепочки личность приходит к умозаключению, подразумевающему решение проблем, поиск выхода из обстоятельств и прогноз дальнейшего развития происходящего.
Цепь включает в себя несколько пунктов:
- приготовление;
- нахождение способа разрешения вопроса;
- достижение;
- пересмотр итогов.
Явление начинается с возникновения стремления разрешить то или иное затруднение. Затем следует собрать исходную информацию, оценить ее и вывести заключение.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Известные приемы размышлений:
- анализирование – задача разбивается на компоненты, выявляется ее «фундамент»;
- синтез – все части объединяются на основе обобщенных признаков, а после устанавливается связь каждой из них с целым. Этот метод противоположен первому;
- сравнение – выявляются сходные черты и отличия между предметами и реалиями;
- обобщение – это раскрытие общего среди разных объектов и объединение выявленного в отдельный класс;
- классификация – разделение на группы и подгруппы;
- конкретизация – отражение сути явления;
- абстрагирование – создание абстрактного образа.
Способов развития мышления существует довольно много. Но при этом необходимо брать в расчет и персональные особенности
Так, например, если у человека отлично развито воображение, то ему нужно обратить внимание на творческий подход к поиску решений. При склонности к последовательности и точности – совершенствовать следует именно эту сторону.
Мыслительные операции
В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении.Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:
- Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
- Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
- Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.
Рис. 4. Основные формы мышления
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!
Мыслить нужно абстрактно, широко. А что это значит? Не ясно. В заметке 1timer.ru рассмотрим что такое абстрактное мышление простым языком.
Конкретное мышление – однозначное. Пример: Вась, если ты не уберешь этот кирпич с края, то Андрюха его заденет локтем и мы разобьем вон те машины внизу.
Абстрактное мышление – неоднозначное, неточное. Пример: возможно умереть от падения кирпича на голову, кирпичи тяжелые и из-за халатности убивают каждый день.
Продуктом абстрактного мышления становятся выводы, которые исходят из обобщений. Лишняя информация отсекается. Это ускоряет процесс анализа ситуации мозгами.
При абстрактном мышлении:
- Человек пытается соединить в логическую цепочку общие свойства различных явлений, событий и предметов;
- Процесс мышления ограничен объёмом знаний, которыми обладает человек. Он представляет собой «внутренний диалог».
Перерабатывая полученную информацию, человек формирует новые знания и закрепляет их в своей памяти. В ходе абстрактного мышления человек используют инструменты: понятия, критерии оценки, обобщения, анализ, информацию, знания.
Инструменты абстрактного мышления помогают выстраивать причинно-следственные связи. Абстрактное мышление позволяет находить соответствия между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и явлениями.
Отличительной особенностью абстрактного мышления является умение отделяться от условностей и частностей, оценить ситуацию чистоганом.
Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!
Зачем отмечать мелочи и игнорировать общее, если это не дает результаты? Абстрактным мышлением обладают люди с высоким интеллектом, благодаря абстрактному мышлению расширяется горизонт восприятия окружающего мира. Оно раздвигает рамки суждений, умозаключений и выводов.
6 видов абстракции, которые нужно знать всем
Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:
Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;
Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;
Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;
Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;
Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;
Примитивно-чувственные
Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.
Практические примеры абстрактно-логического мышления
В жизни каждого человека можно найти массу примеров абстрактного мышления. Все они показывают неординарный подход к решению той или иной проблемы. Яркой иллюстрацией абстрактного мышления может служить пример того, как Вини-пух на воздушном шаре пытался добыть себе мёд из дупла «неправильных» пчёл. Найти примеры абстрактного мышления можно не только в жизни сказочных персонажей.
Пример абстрактного мышления #1. Числа
Математические вычисления на бумаге описываются с помощью различных чисел и знаков. А как происходят вычисления в голове у человека без бумаги и ручки? Результат расчётов возникает из игры с образами. Многие люди даже не пытаются визуализировать картинку пошаговых вычислений.
Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни
Это элемент жизни человека всегда включает в себя элементы фантазии. Например, кто-то купил лотерейный билет и ещё до начала розыгрыша начинает строить планы по трате не полученного выигрыша.
Пример абстрактного мышления #3. Идеализация
Случается мужчины и женщины наделяют своих партнёров качествами, которых у них нет (и никогда не было). Придуманный им идеальный образ может жить в их сознании до конца жизни.
Виды мышления в зависимости от гендерных и личностных особенностей
На образ познания и восприятия мира могут также оказывать влияние личностные особенности каждого человека. Рассмотрим еще некоторые типы мышления.
Мужское и женское
Как известно, полушария головного мозга отвечают за разные способности человека. Левое дает нам логику и способность анализировать, а правое активизирует интуицию и ассоциативное мышление.
Мыслительные процессы у мужчин более изолированы, чем у женщин, т. е. работают отдельно. А у женщин логика и интуиция всегда взаимосвязаны. Отсюда и распространенное представление о различиях мужской и женской логики.
Женщины думают и чувствуют одновременно. Их мышлению характерна многозадачность и универсальность. Однако это часто приводит к тому, что женщинам бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном длительное время.
Мужчинам проще сохранять холодный расчет и беспристрастность в решении задач. Их мышление выполняет работу постепенно, концентрируясь на каждой детали по отдельности.
Из достоинств женского мышления можно выделить:
- способность балансировать между несколькими задачами одновременно;
- высокую скорость принятия решений;
- хороший уровень социального развития.
Плюсы мужского мышления:
- высокая результативность и качество выполнения задач;
- логичность без лишних эмоций и ассоциаций;
- способность расставлять приоритеты.
Позитивное и негативное
Люди, склонные мыслить позитивно, во всех ситуациях видят возможности независимо от наличия и масштабов препятствий. Природный оптимизм помогает им настроиться на успех даже после череды неудач.
Понятие позитивного мышления отчасти стало больше концепцией, которая применяется на семинарах по мотивационному развитию личности и в соответствующей литературе.
Негативизм свойственен пессимистам. В каждой мелкой неудаче они склонны видеть злой рок, преследующий их. Любят вызывать у окружающих жалость и сочувствие.
Рациональное и иррациональное
Первый тип основывается на фактах, доказуемых знаниях и уже полученных умениях. Рационал конструктивно подходит к решению задач и не считает нужным подчиняться чувствам и эмоциям.
Иррациональное мышление – это полная противоположность предыдущему типу. Представляет собой бессвязный ход мыслей, основанный на вере, чувствах и интуиции. Часто возникает из-за желания верить в свои фантазии. Иррациональность – это не всегда плохо, поскольку есть вещи, неподвластные общепринятым законам.
Примеры из жизни некоторых видов мышления
Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.
Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.
Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”
Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.
Функции и процессы
Та или иная разновидность мышления активирует перечень процессов, обеспечивающих познание картины мира:
- Сравнение. Выявление схожих и отличительных свойств, качеств;
- Анализ. Рассмотрение явления в свете его деталей и составляющих;
- Синтез. Противоположен анализу; с его помощью целое может быть восстановлено выявлением связей;
- Абстракция. Представление определенного качества предмета на фоне менее значимых;
- Обобщение. Игнорирование отдельных признаков с целью осмысления общих и выявления значимых связей между предметами.
Для детского уровня мышления все перечисленные процессы необходимо отобразить на практике: разбор и складывание деталей, классификация их по определенным характеристикам.
В зависимости от функциональных особенностей, мышление в психологии подразделяется на репродуктивное, продуктивное и творческое:
1. Репродуктивное. Имеет вид повторения изученной информации по установленному алгоритму. На практике это выглядит, как умение решать задачи по принципу предыдущих. Процесс мышления сконцентрирован не на усвоении нового, а на фиксировании той или иной закономерности.
2. Продуктивное. Мышление, при котором личность выходит за пределы существующих понятий и дополняет свой уровень понимания новыми познаниями. Их новизна является таковой только для индивида, не считая «общечеловеческой» объективности. Если же информация, полученная индивидом, представляет новшество и для всего человечества — в таком случае речь идет о творческом мышлении.
3. Творческое. Процесс, отличающийся сложностью и структурой. Индивид стремится к обретению новых знаний и самостоятельному применению их на практике. Характерные особенности: уникальность, создание нового, а не повторение; применение к явлению другой точки зрения с целью более широкого рассмотрения; спонтанность идеи, которой не предшествовало ничего из текущей ситуации; преобразование привычного.
Индивидуальные особенности мышления и бизнес
Все люди уникально устроены. Это касается не только многих внешних характеристик, но и психологических (умственных) способностей.
Так, например, у каждого из нас наблюдаются индивидуальные особенности мышления.
Человеческий мозг имеет массу непознанных возможностей. Чего стоит только одно наличие подсознания, функционал которого полностью до сих пор неизвестен ученым.
Все наши скрытые способности, запасы энергии, внутренний потенциал хранятся именно там – в глубинах подсознания.
Возможно, именно этим и объясняются индивидуальные особенности мышления. В чем конкретно они могут быть выражены?
Во-первых, существует такое понятие как глубина мышления. Каждый человек видит одну и ту же картину мира (отдельного его кусочка, ситуацию, конкретный предмет) по-разному.
Так, например, одни видят за окном в ненастную погоду сплошные лужи, а другие наблюдают отражение неба.
Глубина человеческого мышления открывает также способность человека определенным образом воспринимать окружающую действительность.
Во-вторых, скорость мыслительных процессов. Большинство людей мыслят со средними показателями быстротечности соответствующих процессов.
Но всегда существуют люди, выходящие за рамки установленных шаблонов. И у этих рамок всегда две грани: нижний и верхний предел.
Поэтому существуют люди, мыслящие медленнее обычного, и, соответственно быстрее среднестатистического человека.
В-третьих, креативность мышления (умение мыслить нестандартно). Точно также большинство населения мыслит стереотипно.
Этому пагубному процессу во многом способствуют учебные программы. Но есть люди, мыслящие оригинальным образом, которые всегда находят нетипичное решение для любых задач.
Сегодня ученые пришли к выводу, что для бизнеса, работы, да, впрочем, и любой деятельности намного продуктивнее креативность, нежели стереотипность мышления.
В-четвертых, все люди, в большинстве своем, делятся на гуманитариев и техников (то есть обладают гуманитарным или математическим складом ума).
Это в последствие влияет на их способности, эффективность в работе. Подобные индивидуальные особенности мышления определяются большей развитостью определенного полушария мозга.
В-пятых, умение использовать различные приемы, способы мышления (логику, аналитику). Часто можно услышать об аналитическом складе ума.
Так говорят о людях, которые склонны все анализировать, подвергать изучению, критике. У одних людей аналитические способности более развиты, другим же приходится обучаться, развивать в себе эти способности.
В-шестых, творческие элементы мышления. Наличие таких способностей отражается в умении красиво слагать тексты, сочинять стихи, придумывать слоганы, рекламные, философские, идейные изречения.
Ведь всем известно, что одну и ту же мысль можно выразить шаблонным (сухим, казенным) языком, а можно отобразить ее витиевато, поэтически.
Творческая жилка помогает человеку по-другому видеть мир и иначе его воплощать, отображать в собственных работах, плодах труда.
Отличительным признаком индивидуальных особенностей мышления выступает их развиваемость (возможность развития).
Индивидуальная психологическая эволюция (прогрессирование) человека, саморазвитие, совершенствование помогают нам использовать по максимуму скрытые возможности своего мышления, открывая в нем новые грани.
Только самостоятельное развитие может способствовать возникновению у человека конкурентоспособных личностных качеств, необходимых в современном бизнесе, различных профессиях, трудовой занятости, искусстве и других социальных сферах.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Как увеличить объемы продаж, чтобы увеличить прибыль
Полное дыхание – энергетическое чудо-топливо
Концентрация внимания как инструмент успеха
Искусство делать деньги в любой ситуации
Образы и опыт
В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь
Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием. Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека
Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь
Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.
Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.