Как развивать креативность и творческое мышление

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.
  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Развитие детей

Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:

  • дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
  • перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
  • дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
  • не давить на ребенка.  Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
  • не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.

Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Книги по развитию креативного мышления

Разнообразие
книг по развитию креативного мышления весьма велико, как в сегменте
русскоязычной литературы, так и на других языках. Одни рассказывают интересные
жизненные истории о том, как формируется человек креативный, что на него влияет
и почему одни становятся «генераторами идей», а другие останавливаются в своем
развитии (Дэйв Тротт. «Один плюс один равно три»).

Другие
рассматривают работу когнитивных функций, которые связаны с принятием
нестандартных решений, разрешения сложных ситуаций, «озарений и инсайтов».

Наш мозг
— самый удивительный орган, и знание механизмов, происходящих в нем, дает
возможность по-новому взглянуть на креативность, как критерий развития и
эволюции «Homo sapience» (Дэвид Иглмен, Энтони Брандт
«Креативный вид. Как стремление к творчеству меняет мир»).

Практические
техники, упражнения и советы возможно узнать и применить на практике, если
прочитать книгу «Рисовый штурм и еще один способ мыслить нестандартно» Майкл
Микалко.

Все эти книги, а также и многие другие, дают ответы на большинство вопросов, связанных с креативным мышлением. Они увлекают за собой читателя, погружая его в увлекательный мир познавательных процессов, происходящих в мозге, а также раскрывают тайну происхождения гениальности.

Как приобщить ребёнка к творчеству

Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.

Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.

‍Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.

‍Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.

Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать

Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.

Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше. 

‍Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.

‍Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.

‍Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки. 

Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.

В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют. 

А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.

Как корпорации используют дизайн-мышление

Медицина

В госпитале Питтсбурга назрела проблема — дети боялись проходить процедуру МРТ-сканирования, из-за чего родителям приходилось давать им успокоительные. Выход из ситуации нашли в редизайне аппаратов и кабинетов. Чтобы геймифицировать процесс, из пугающего обследования сделали увлекательное приключение для маленьких пациентов. Технику и помещения превратили в пиратские корабли, сказочные подводные царства и космические ракеты. Так без лишних трат и инженерных ухищрений удалось на 19% сократить употребление успокоительных детьми.

«Остров пиратов» — один из 13 специально оформленных радиологических кабинетов в Детской больнице Питтсбурга

(Фото: Today.com)

Транспорт

«Центр обеспечения мобильности пассажиров» в московском метро появился благодаря дизайн-мышлению. Специалисты из лаборатории Wonderfull на себе проверили, что значит перемещаться по метрополитену в инвалидных колясках. Сделав выводы, они разработали ряд решений, которые используются столичной подземкой до сих пор. Служба помощи маломобильным пассажирам работает уже восемь лет.

Страхование

Финансовая компания MLP, занимающаяся в основном страхованием частных клиентов, фиксировала рекордное снижение доверия потребителей. Корпорация использовала дизайн-мышление и посмотрела на проблему с точки зрения пользователей. Тогда стало понятно: чтобы исправить ситуацию, нужно преобразовать свой облик и начать говорить с аудиторией на ее языке.

Компанию спасли два простых решения. Первое — сменить деловую одежду сотрудников на повседневную. Второе — не пытаться сразу продать готовые пакеты услуг, а сперва задавать открытые вопросы, чтобы понять, что подходит клиентам. Первые же опыты привели к росту доверия.

Банкинг

Банк ВТБ хотел создать более востребованную дебетовую карту. Компании удалось понять главную проблему клиентов — высокие ежедневные траты. Исследование помогло выяснить, что значительная часть этих денег уходит на оплату передвижений по городу. Тогда банк выпустил карту со встроенной «Тройкой» и повышенным кэшбэком на транспортные услуги. За первые несколько месяцев ее оформили тысячи москвичей.

7 упражнений для развития креативности

1. Бином фантазии. В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари предлагает инструмент «бином фантазии», который, как волшебная палочка, создает сказку из ничего. Для фантазии необходимо соединить две несоединимые вещи: шкаф и си-бемоль, собаку и табакерку. Сказка появится тогда, когда вы эти два предмета начнете соединять историей, цепочкой ассоциаций. Попробуйте придумать и записать свою первую сказку.2. Впустите новую информацию. Вы привыкли читать одни и те же статьи в интернете, получать рассылки на почту или искать в интернете новости. Попробуйте немного «перебаламутить» привычный поток информации

Сходите к газетному киоску и возьмите что-нибудь, что вы никогда не читаете: «7 дней», «Forbes» или «Авторевю», это неважно. Прочитайте и попробуйте разобраться, каких взглядов и убеждений придерживаются редакторы

Что ими руководит, когда они пишут именно это? Чем их взгляды отличаются от ваших?

3. Связывайте. Это советует один известных авторов Майкл Микалко, офицер американской армии, который занимался распространением техник креативности в НАТО. Если вы чувствуете, что наступает застой или одолевает скука, отправляйтесь в магазин, на ярмарку, выставку, в библиотеку, музей, на блошиный рынок, в городок народного творчества, игрушечный магазин, школу. «Выберите наугад любой предмет и попробуйте установить связь между ним и той проблемой, которая вас занимает

Бродите, смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание. Это непременно случится

Ум подобен растению, расцветающему на одной почве и чахнущему на другой».4. Карта эмпатии. Карта эмпатии как отдельный инструмент включена в учебный план Стенфордской школы дизайна. Она помогает перевоплотиться в другого человека и начать думать как он. Представьте себе знакомого или, наоборот, чужого человека в ситуации, например, покупки нового телефона и начинайте отвечать на вопросы: «Что он сейчас думает?» «Чего хочет?» «Что слышит и что видит?»

Составляя карту эмпатии, вы научитесь разбираться в мотивах и эмоциональных состояниях других людей. Ее активно используют дизайнеры, и предприниматели для понимания потребностей потенциальных клиентов.5. Безумный архитектор. Попробуйте примерить на себя роль и спроектировать, к примеру, свой загородный дом или дачу. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Только заказчик попался придирчивый! Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность.

6. Кто может вылупиться из яйца? Упражнение родом из детства и отлично подходит для детей. Вы же знаете, что Сальвадор Дали считал самой идеальной природной формой яйцо. Мы будем делать все идеальным. Возьмите лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на листе яйцо, а потом пририсуйте новые детали к яйцу так, чтобы получился новый предмет или животное. Из вашего яйца может вылупиться лягушка или космическая бесконечность.
Модификацией этой игры является «Клякса». В нее можно играть всей семьей. Один рисует на листе бумаги кляксу, а второй «оживляет» ее с помощью деталей и новых элементов, чтобы получился предмет или животное.7. Меняйте углы зрения на проблему. Взгляните на рисунок и скажите, какая из фигур самая широкая?

На самом деле все они одинаковые. Но чем больше частей в квадрате, тем шире он кажется. Этот эффект был впервые продемонстрирован в 1895 году Опелькундтом и с тех пор носит его имя. Таким же образом при делении проблемы на части суть ее нисколько не меняется, но может измениться ваше понимание проблемы, что, в свою очередь, приведет к возникновению новых идей.
Упражняйте свою креативность!Подборку составила: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи, подпишитесь на нашу рассылку.

Что такое креативность, и насколько она присуща каждому человеку?

Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?

Каждый может быть креативным человеком!

Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач. Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель. Значит, вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.

Как «работает» креативность?

Давайте развенчаем ещё одно заблуждение о креативности: якобы она применяется только для создания совершенно «новых» или «оригинальных» вещей. Опять же, это не так. Потому что ничто и никогда не бывает совершенно новым или оригинальным. Всё, включая произведения искусства, не появляется из ничего. Оно появляется из вдохновения. Это означает, что творческий порыв объединяет старые и знакомые вещи, чтобы получить их новый смысл или ценность. С этой точки зрения вы можете увидеть много креатива на практике. Скажем, композитор может быть вдохновлен определенными стилями музыки, инструментами и ритмами, чтобы написать новую песню. Смысл в том, чтобы объединить разные идеи, найти что-то общее в различиях и создать из этого совершенно новую идею.

Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью

Еще одно заблуждение о креативности состоит в том, что для этого вы должны находиться в каком-то необъяснимом «творческом» состоянии. Реальная креативность не связана с возгласом «эврика!» в случае появления случайных идей. Чтобы быть по-настоящему креативным человеком, вам нужно понимать свое направление. Вы должны задать себе вопрос: «Какую проблему я пытаюсь решить?» И только зная ответ на этот вопрос, вы можете начать «напрягать мышцы» творчества. Нередко креативные порывы ассоциируются с определенным образом мышления, работой правого полушария, с интуицией и воображением. Однако, чтобы извлечь максимальную пользу из творчества, вам нужно использовать оба полушария вашего мозга: правое и левое. Это может показаться вам удивительным, но креативность имеет много общего с решением задач, что, по своей сути, включает логику и анализ. Не «отбрасывайте» работу левого полушария, креативность требует от них обоих работы в унисон. Например, когда вы ищете новые идеи, левое полушарие усилит концентрацию внимания и фокус на чем-либо, а правое полушарие поможет вам собрать и исследовать полученную информацию. И когда вы решите попробовать эти новые идеи, правое полушарие выдаст вам инновационные решения, а левое полушарие поможет вам оценить и настроить эти решения для их лучшей реализации на практике. Поэтому логика и творчество действительно работают сообща, а не одно за счет другого.

Креативность – это умение

Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства. Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни. Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.

Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.

Flytothesky.ru

WhatsApp

Поделиться

Твитнуть

Стереотипы

Талантливый человек талантлив во всем. Каким талантом обладаете вы? Не может быть такого, что таланта нет: даже песня, исполненная на корпоративе, вполне может оказаться признаком настоящего таланта. Все дело в стереотипах, которые нам навязывает сама жизнь или люди, которые окружают нас с самого детства. Именно они говорят нам, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В итоге мы, как стойкие оловянные солдатики, выполняем задания четко по инструкции.

А теперь вспомните, как в детстве запросто выходили из любой ситуации. Не можете вспомнить себя, внимательно посмотрите на то, как это делает ваш собственный ребенок.

Первое, что отличает дитя от взрослого человека – возможность свободно мыслить образно. Каждое слово для ребенка – целая картина, каждое событие – сказка. Сам малыш легко может перевоплотиться в любого сказочного героя и для этого ему необязательно ждать костюмированного утренника. Внешнее сходство с известным персонажем его мало волнует, у него ко всему креативный (отличный от общепринятого) подход.

С годами мы теряем эту дорогу. Мы узнаем правила, которые редко хотим нарушать. Все потому, что так проще, привычнее. Такие действия не вызывают негодования (зависти) коллег, не доводят до бешенства (непонимания) родителей/мужа/жену/ и так далее.

Люди в большинстве своем соглашаются на игру по шаблонным правилам. А потом человеку становится скучно с самим собой, с семьей, с друзьями. Тем временем «безбашенная» одноклассница Юлька уже возглавила отдел в крупной государственной корпорации, ее муж – известный и модный фотохудожник (он, кстати, тоже «не от мира сего»). Они счастливы, и скоро у них появится их первый и, безусловно, талантливый ребенок.

Так и вам есть к чему стремиться.

Поэтому креативных людей особенно ценят в рекламных агентствах. Именно они заставляют покупать то, что еще пять минут назад мы и не хотели вовсе. Это они заставляют нас глотать слюну при одном появлении на экране «низкокалорийного» йогурта. Это они знают, как направить наши стандартные мысли по любому нужному им пути.

Заключение

Множество профессий просто умрут без творческого подхода. Даже в деятельности врача иногда требуется креативность и нестандартные решения. В вашей жизни творческое мышление поможет находить необычное в обычном и видеть новое, воплощать в жизнь разные идеи. Подчеркнем еще тезисы о творческом мышлении:

  1. Если вас заинтересовала эта тема, не теряйте время, пройдите тест на определение уровня творческого мышления. Это будет своего рода стимулятором к вашему развитию.
  2. Воспользуйтесь одним из методов развития креативности в своей обычной жизни и постепенно практикуйте остальные.
  3. Чтобы черпать новые идеи, почитайте тематические книги.
  4. Развивайтесь сами и развивайте своих детей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector