Абстрактные понятия

Содержание:

Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!

Мыслить нужно абстрактно, широко. А что это значит? Не ясно. В заметке 1timer.ru рассмотрим что такое абстрактное мышление простым языком.

Конкретное мышление – однозначное. Пример: Вась, если ты не уберешь этот кирпич с края, то Андрюха его заденет локтем и мы разобьем вон те машины внизу.

Абстрактное мышление – неоднозначное, неточное. Пример: возможно умереть от падения кирпича на голову, кирпичи тяжелые и из-за халатности убивают каждый день.

Продуктом абстрактного мышления становятся выводы, которые исходят из обобщений. Лишняя информация отсекается. Это ускоряет процесс анализа ситуации мозгами.

При абстрактном мышлении:

  • Человек пытается соединить в логическую цепочку общие свойства различных явлений, событий и предметов;
  • Процесс мышления ограничен объёмом знаний, которыми обладает человек. Он представляет собой «внутренний диалог».

Перерабатывая полученную информацию, человек формирует новые знания и закрепляет их в своей памяти. В ходе абстрактного мышления человек используют инструменты: понятия, критерии оценки, обобщения, анализ, информацию, знания.

Инструменты абстрактного мышления помогают выстраивать причинно-следственные связи. Абстрактное мышление позволяет находить соответствия между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и явлениями.

Отличительной особенностью абстрактного мышления является умение отделяться от условностей и частностей, оценить ситуацию чистоганом.

Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!

Зачем отмечать мелочи и игнорировать общее, если это не дает результаты? Абстрактным мышлением обладают люди с высоким интеллектом, благодаря абстрактному мышлению расширяется горизонт восприятия окружающего мира. Оно раздвигает рамки суждений, умозаключений и выводов.

6 видов абстракции, которые нужно знать всем

Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:

Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;

Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;

Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;

Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;

Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;

Примитивно-чувственные

Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.

Практические примеры абстрактно-логического мышления

В жизни каждого человека можно найти массу примеров абстрактного мышления. Все они показывают неординарный подход к решению той или иной проблемы. Яркой иллюстрацией абстрактного мышления может служить пример того, как Вини-пух на воздушном шаре пытался добыть себе мёд из дупла «неправильных» пчёл. Найти примеры абстрактного мышления можно не только в жизни сказочных персонажей.

Пример абстрактного мышления #1. Числа

Математические вычисления на бумаге описываются с помощью различных чисел и знаков. А как происходят вычисления в голове у человека без бумаги и ручки? Результат расчётов возникает из игры с образами. Многие люди даже не пытаются визуализировать картинку пошаговых вычислений.

Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни

Это элемент жизни человека всегда включает в себя элементы фантазии. Например, кто-то купил лотерейный билет и ещё до начала розыгрыша начинает строить планы по трате не полученного выигрыша.

Пример абстрактного мышления #3. Идеализация

Случается мужчины и женщины наделяют своих партнёров качествами, которых у них нет (и никогда не было). Придуманный им идеальный образ может жить в их сознании до конца жизни.

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания

Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой

Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи

Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Абстракция и абстрагирование — это упрощение реальности

Абстракция – это мысль, которая родилась в процессе абстрагирования (процесса исключения и отделения несущественного в данный момент, чтобы увидеть главное). Разочарованный читатель, наверное, подумал: «Ну вот, опять нет чёткого определения, а только размытая фраза». Наберитесь терпения, до истины (что это?) осталось совсем чуть-чуть.

У слова «abstractio» три варианта перевода с латыни:

  1. отвлечение;
  2. исключение;
  3. отделение.

Это мыслительные операции, которые проводит мозг над объектами реального мира в процессе абстрагирования. И появляются абстракции.

Вот несколько примеров для понимания.

Вы вышли на улицу и посмотрели вверх. О чём подумали? «Газовая оболочка из пяти слоёв с водяным паром, содержит 78% азота, 21% кислорода и так далее». Да так и с ума сойти можно! Чтобы этого не произошло, вы отвлекаетесь от несущественных сторон, свойств и связей объекта. Выбрасываете из головы слои атмосферы, химический состав и формируете общую мысль – «небо».Так вот, «небо» — это и есть абстракция. Вы можете пойти дальше и выделить другие существенные признаки объекта: цвет, погоду, время суток. Тогда возникнут такие абстрактные понятия: «голубое небо», «пасмурное небо», «ночное небо».

В конце месяца вы сняли с банковской карты зарплату. Теперь ваша общая мысль – «деньги». Это тоже абстракция. В процессе абстрагирования вы мысленно исключили (отделили) несущественные связи объекта. Например, связи с банковским учреждением и работодателем. Разве вам интересно, какой длинный путь прошли титульные знаки перед тем, как оказались в вашем кошельке? Вряд ли

Важно то, что это деньги.

» alt=»»> Таким образом, вы постоянно занимаетесь абстрагированием и порождаете абстракции. Без этого процесса голова бы просто лопнула от мыслей.

Тогда почему так трудно высидеть на скучных лекциях?

Как развить абстрактное мышление

Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты? Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.

Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.

Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.

Посмотрите нашу подборку книг про мышление.

У взрослых

Приведу несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:

  1. Закройте глаза и представьте в мельчайших деталях, как прошел ваш день: с кем виделись, во что были одеты эти люди, какие запахи вы ощущали по дороге на работу, что чувствовали, общаясь с начальством, сколько раз подходили к кофейному автомату и т. п.
  2. Напишите на листе бумаги названия разных явлений и предметов, а потом поочередно воссоздайте в голове образы того, что описали. Лучше брать не простые слова вроде “стол” и “карандаш”, а такие, что требуют усилий для представления: комета, свобода, доминирование, религиозность, бесконечность и т. д.
  3. Похожая техника, только теперь нужно не представлять написанные слова, а описывать. Можно взять слова “нежность”, “разум”, “человечество”, “гнев” и подобные. Сначала дайте каждому слову определение, а потом придумайте к ним подходящие символы. Это могут быть иероглифы, небольшие картинки или схемы.
  4. Следующее упражнение станет интересным развлечением в компании друзей или во время путешествия в поезде. Задача: придумать от 3 до 5 заглавных букв и превратить их в аббревиатуру. Например, буквы СКП – это Союз Красных Пижам, Сборная Китайских Палочек и т. п.

Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.

У детей

Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.

Детям постарше можно предложить такие упражнения:

  1. Нарисуйте на листке бумаги часть какого-нибудь животного или предмета. Задачей ребенка будет дорисовать недостающий элемент. Не страшно, если у мышки окажется рыбий хвост или появятся крылья. Главное, чтобы ребенок проявил находчивость.
  2. Поиграйте в слова. Вы называете любое слово, далее ребенок придумывает другое слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось ваше слово. И дальше по цепочке. Например, цветоК – КорзинА – АвгусТ и т. д.
  3. Устройте домашний кукольный театр. Все реквизиты можно смастерить своими руками: повесить простынь как ширму, взять любые игрушки в качестве героев. Ребенок будет исполнять роль и сценариста, и режиссера, и актера.

Советую также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Несмотря на то, что обучение чему-то новому у взрослых происходит значительно труднее, чем у детей заниматься саморазвитием просто необходимо. Это развивает креативное мышление и оказывает помощь в расширении диапазона мышления. Для этого необходимо выполнять ряд определённых упражнений:

  • Учиться создавать в своём воображении образы различных эмоций;
  • Придавать визуальные образы идеям;
  • Читать книги перевёрнутыми сверху вниз;
  • Как можно больше рисовать.

Процесс развития должен быть ежедневным и постоянным. Результаты занятий помогут изменить жизнь человека к лучшему.

Вывод: абстрактное мышление — фундамент креативности человека. Оно позволяет выходить ему за рамки дозволенного. Обладающие абстрактным мышлением люди всегда смогут придумать способ жарки яиц на камнях в пустыне или их варки в песке без воды, смогут увеличивать объёмы продаж за счёт нестандартной подачи товара или заменять в дороге порванный ремень автомобиля женскими чулками или колготками.

Понятие абстрактного мышления


Мышление формирует картину мира, помогает в решении жизненных ситуаций, достижении успехов и возможности человека называться таковым. Простыми словами, мышление – ясное понимание явлений, предметов и фактов. Человек мыслит обобщенно при догадках, предположениях и формировании общих выводов. Так проявляется абстрактное мышление, которое называют также обобщенным.

Наука определяет абстрактное мышление как человеческую способность мыслить не конкретными категориями, а обобщенно. Мир рассматривается не детально, а целостно. Не учитываются догмы и правила, расширяются границы познания, ситуация воспринимается с неодинаковых сторон. Неординарное решение проблем возможно благодаря мышлению абстрактными категориями.

Бытовые ситуации – самая часто используемая сфера задействования способности мыслить абстрактно. Приведем пример: при виде парня на лавочке у подъезда, щелкающего семечки, возникает мысль, что он бездельник. В такой ситуации рассуждения основываются на собственных представлениях человека. Но они отличаются от действительности.

Причиной того, что парень сидит на скамейке и ест семечки, может быть:

  • желание отдохнуть после работы патрульным на территории стройки;
  • выходной день, когда человек свободно распоряжается временем;
  • ссора в компании или дома, что заставила его обдумать ситуацию, щелкая семечки;
  • борьба с курением – вредной привычкой.

У парня могло случиться много различных событий. Абстрагируясь от конкретной ситуации – он сидит на лавочке и ест семечки, можно учитывать различные точки зрения.

Абстрактное мышление – это приблизительное мышление. В повседневности оно полезно, поскольку выводит человека из тупиковой ситуации, когда трудно найти решение

Абстрагируясь, можно учесть то, на что раньше не обращали внимание (сделать анализ или синтез мыслей)

В определении абстрактного мышления используется слово «логическое». Логика задействуется при оперировании абстракциями – единицами измерения, закономерностей, качеств предметов или явлений. Человек мыслит абстрактно-логическими категориями, когда пользуется тем, что не подлежит оценке тактильными ощущениями: слухом, зрением, нюхом.


Математика – сфера познания, где активно задействовано абстрактно-логическое мышление. Наука объясняет явления, физически отсутствующие в реальной жизни. Примером служит цифра 5: ее невозможно ощутить, увидеть или услышать, но человек понимает, что она обозначает 5 единиц, сложенных вместе.

Как пример рассматривают языки народов мира. Буквы, слова, предложения и тексты – не существующие в физическом мире вещи. Человечество создало алфавит – способ выражать свои мысли и передавать их другим.

Нахождение общего языка между людьми возможно благодаря восприятию и пониманию слов, распознаванию букв, устному или письменному строению предложений. Абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой.

Смотрите видео о абстрактном мышлении:

В чем польза

Этот тип мышления задействуется при неопределенных, неизвестных или непонятных ситуациях, которые не способен решить интеллект. Использование логики и абстракции помогает найти и определить окружающие явления.

На практике абстрактное (абстрактно-логическое) мышление дает следующие возможности:

  1. Выделение характеристик явления и предмета по отдельности.
  2. Отвлечение от ограничений, которые накладывают обстоятельства.
  3. Обобщение.
  4. Конкретизация.
  5. Соответствие частного общему и наоборот.
  6. Классификация и систематизация информации.
  7. Избавление от лишнего и выделение нужного.
  8. Анализ действительности.
  9. Формирование общей картины благодаря соединению отдельных сведений.
  10. Вычленение составляющих одного целого.

Человек наделен перечисленными мыслительными способностями, но у каждого они развиты по-своему и проявляются неодинаково. Для получения практической пользы способности можно совершенствовать.

Понятие позитивного мышления описаны здесь, а как научиться мыслить позитивно, узнайте, тут.

Абстрактная живопись

Сочетание форм и цвета должно, по замыслу авторов полотен, вызывать у зрителей определенные мысли, чувства, эмоции. Изображающая цветы абстракция может быть хаотичным смешением пестрых бесформенных пятен. Именно такое броское сочетание цветов, буйная яркость мазков должны передать эмоциональное впечатление художника от увиденного им цветущего луга.

Не нужно путать это направление живописи с другими, тоже непохожими на классический реализм. Кубизм, скажем, все же изображает конкретные предметы и сцены, просто в специфическом стиле, чего не делает абстракция.

Дело в том, что у кубизма и абстракционизма разные задачи и средства их решения. Кубисты считают, что живопись – это диктат формы, она лежит в основе процесса и прекрасна сама по себе. Лицо – это овал, нос – треугольник, глаз – круг. Кубисты играют с формой, структурируя, таким образом, пространство полотна.

Формы абстракций

В мире существует великое множество явлений, которые нельзя пощупать и попробовать на вкус. Но раз они являются частью жизни человека, но они имеют и форму. В философии абстрагирование разделяют на несколько форм:

  • Понятие. Позволяет передать общую характеристику нескольких явлений и собирать их воедино. Подобно тому, как ребенка учат понимать, что такое собака. Ребенок сразу объединяет несколько понятий о существе гавкающем, виляющим хвостом и грызущем кость.
  • Суждение. Используется человеком для подтверждения истины либо отказа от нее. Суждение бывает простым и сложным. Возвращаясь, к примеру с собакой, простым суждением можно выразить то, что собака гавкает. К сложному суждению можно отнести то, что собака лает так как ей одиноко во дворе. То есть, сложное суждение нельзя описать одной фразой.

Читать далее: Язык тела

Все эти три формы мышления позволяют человеку оперировать абстракциями и формировать цельную картину мира.

Упражнения для детей

Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Театр теней

Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.

Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

Абстрактное и конкретное

Это классификации, которые указывают, имеет ли обсуждаемый предмет физические характеристики. Конкретные предметы имеют физические характеристики (их можно потрогать, взвесить, купить и продать), а абстрактные — нет.

Абстрактный предмет — это тот, который не существует в каком-то конкретном времени или месте, это идея или абстракция. Эта классификация, абстрактное и конкретное, часто используется в философии. Абстрактные предметы иногда называются абстракт, а конкретные — конкретность.

Примером абстрактному могут быть дружба, философия, мир. А примером конкретному — философ Платон, дерево, планета Земля.

Развитие абстрактного мышления у детей

Существуют специальные программы развития абстрактного мышления у детей. Родителям полезно знать о них. Проводить занятия по развитию детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Для этого им необходимо предлагать им выполнять различные упражнения, развивающие воображение, логическое мышление.

Занятия по развитию ребёнка в раннем возрасте могут показаться простыми. В их числе: рисование, складывание кубиков с буквами в слова, совместное придумывание сказок и рассказов. Очень полезно играть в развивающие мышление игры. Например, показывать ребёнку предметы и просить его рассказывать о связанных с ними ассоциациями.

Не овладевший в раннем возрасте такими навыками ребёнок в будущем не сможет выделять из общего, что-то конкретное. Развитие абстрактного мышления позволит ребёнку быстрее осваивать школьную программу.

Что представляет из себя абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это способность человека представлять вещи, других людей или явления, когда они не находятся перед ним физически. С его помощью мы можем думать о предмете, который только что увидели, размышлять о философии, сохранять в голове набор моральных принципов и так далее. Абстрактное мышление напрямую связано с видением контекста и общей картины, которая окружает событие или идею. Это умение даёт человеку возможность фантазировать, мысленно переноситься в пространстве, проживать уже знакомые чувства и ощущения.

Человек, который опирается на абстрактное мышление для познания окружающего мира, использует метафоры и аналогии. Он видит разницу между вербальным и невербальным, мысленно передвигает объекты без необходимости их вращения.

Сложно объяснить, что такое абстрактное мышление, ведь это понятие само по себе абстрактно. Для того чтобы понять, насколько оно относится к твоему собственному опыту, можешь ответить на следующие вопросы:

  • Можешь ли ты представить детали, связанные с общей картиной?
  • Спрашиваешь ли ты себя «почему?»
  • Ищешь ли ты более глубокие значения и основные закономерности в привычных вещах?
  • Стремишься ли понять, как они относятся ко всему остальному в твоём жизненной опыте?

Если на все ты ответил «да», можем тебя поздравить: навыки абстрактного мышления у тебя есть.

Инструменты абстрактного мышления

Слова – главный инструмент абстрактного мышления, поэтому проявить его можно исключительно в речи. В процессе говорения человек выстраивает понятия в стройную логическую последовательность.

Поэтому слова упрощают мышление. Если что-то непонятно, можно попробовать рассказать об этой проблеме кому-то. В процессе обсуждения ответ будет найден. Если заинтересованных лиц нет, можно поговорить с самим собой. Это даже эффективнее, потому что рефлексия не останавливается, и можно не стесняться.

Пример. Человек толково объясняет кому-то, как решить его проблему. Но, если он сам попадает в такую ситуацию, он уже не так мудро поступает, как советовал. Дело в том, что он проговаривает чужую проблему и находит способы ее решения. А когда он сам попадает в сложные жизненные обстоятельства, его речевой поток нередко обретает другое течение: «все плохо закончится, мне хана» и так дальше.

Поэтому вместо решения проблемы человек только делает ее страшнее. И в том, и другом случае работает абстрактное мышление. Если он попробует поговорить сам с собой, то с большей вероятностью придет к правильному решению.

Таким образом, абстрактность – это понятие, выражающее максимальную степень обобщенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector