Мышление, с точки зрения психологии, его основные виды и формы

Содержание:

Философское мышление

  • Концептуальная обоснованность – это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Основные виды мышления

Разберем основные виды мышления, чем они характеризуются и как развивать каждый из них.

  • Абстрактное мышление
  • Творческое мышление
  • Образное мышление
  • Логическое мышление

Многие виды мышления взаимосвязаны между собой, поэтому имеет смысл развивать их все. И все-таки в зависимости от сферы деятельности человека 1-2 вида мышления всегда будут в приоритете. Например, у художника-абстракциониста будет прекрасно развитое абстрактное и образное мышление, у математика или физика — логическое мышление, у человека любой творческой профессии — творческое и образное мышление.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление позволяет нам видеть совокупность предметов, явлений и свойств как один целый объект. Это необходимо для того, чтобы мы могли видеть картину в целом, не отвлекаясь на мелкие детали, и посредством этого видения находить нестандартные пути решения задач, постоянно расширяя рамки познания.

Интересно, что у животных в примитивных формах есть зачатки мышления: они умеют осознавать причинно-следственные связи, способны к обучению и простейшим логическим операциям. Но только человеку присуще абстрактное мышление.

Обратимся к примерам. Для собаки листья на дереве всегда будут только листьями, река останется потоком воды, птици – птицами, а земля — местом, в которое можно зарыть косточку. Человек же обобщит совокупность всех этих объектов в понятие «природа». Кошка может тереться о ноги, встречать хозяина на пороге и спать в его ногах, но только человек назовет это все словами «любовь» и «привязанность».

Творческое мышление

Творческое мышление направлено на создание нового полезного результата из известных предпосылок. Оперируя имеющимися данными, мы можем конструировать из них интеллектуальные, культурные и материальные объекты, которые не существовали до этого.

Как видите, здесь упор сделан на использование уже известных данных, и этот момент оговаривается не зря. Человек может создать новый продукт, лишь опираясь на полученный опыт и знания. Поэтому чаще всего мы руководствуемся примерами из окружающей природы: форма, цвет и звук черпаются из того, что мы видим, и слышим.

Образное мышление

Образное мышление характерно созданием целостных образов на основе полученной информации. Чаще всего это визуальные образы. К примеру, вы читаете книгу и отчетливо видите перед глазами героя. Или, услышав знакомый запах, тут же представляете картину, ассоциирующуюся с ним – лицо человека, место, событие.

Образное мышление является одним из важных инструментов формирования речевых навыков, поскольку за каждым словом закреплен определенный образ. Оно помогает нам узнавать знакомые объекты, необходимо в процессе обучения, запоминания информации и построения понятийной базы.

Логическое мышление

Логическое мышление — наверное, один из важнейших видов мышления. Обладая неразвитым творческим или абстрактным мышлением, человек обречен на скудную эмоционально-интеллектуальную жизнь. Но неразвитость логического мышления может угрожать психическому здоровью и даже самому нашему существованию. Речь идет не об «отсутствии», а о «неразвитости», поскольку нет ни одного человека, у которого совсем нет того или иного вида мышления.

Логическое мышление — процесс, направленный на получение обоснованных умозаключений с использованием логических правил, формул, конструкций и алгоритмов. Логика является наукой, подобной математике — в ее основе также лежит четкая доказательная база и аксиомы.

Существует ряд логических правил, без знания которых мы просто не смогли бы выжить:

  • Причинно-следственная связь (один из членов племени ухватил голыми руками змею, та его укусила, и он умер – значит, остальным не следует делать этого).
  • Алгоритм действий, направленных на определенный результат (чтобы поймать оленя на охоте, нужно смастерить оружие, пойти в лес, выследить оленя, убить его и принести племени).
  • Индуктивный и дедуктивный методы (если начало холодать и день становится короче — пришла осень; наступила осень – будет холодно и дождливо).
  • Односторонняя направленность времени от прошлого к будущему (после осени будет зима — нужно запасать дрова, еду и теплую одежду).
  • Взаимодействие предметов по форме и величине (человек может спрятаться в укрытии, которое больше его по размеру).

Здесь приведены простые примеры использования логических конструкций в жизни наших предков, чтобы показать, как они влияли на нашу эволюцию. Конечно, в современном мире они намного сложнее.

Логическое мышление помогает в первую очередь формировать тактику и стратегию своей жизни, понимать последствия своих действий, не совершать глупых ошибок.

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов

Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

8 врагов продуктивного мышления

Теперь вы знаете, что делать, чтобы расшевелить ваши извилины. Остался последний штрих – избавиться от факторов, мешающих вам здраво и продуктивно мыслить.

Телевизор

Исключите из жизни этого прямоугольного черного монстра раз и навсегда. Он не только тормозит умственное развитие, но и засоряет ваш мозг всяким мусором. Время, сэкономленное на просмотре телепередач, потратьте на чтение книг или разгадывание кроссвордов.

Соцсети

Социальные сети – пример того, как изначально полезная и интересная идея превратилась в нечто противоположное. Миллионы людей по всему миру сливают туда свое время, энергию и нервные клетки. Соцсети перегружают мозг бесполезной пустой информацией, не оставляя места для ценных знаний. А мышлению, как известно, тоже нужна качественная и добротная пища.

Алкоголь и сигареты

Мозг – орган, ответственный за мышление. Все, что губительно действует на него, не может не сказаться на качестве умственных процессов. Каждый убитый никотином или алкоголем нейрон делает вас чуточку глупее и на шаг приближает обратно к обезьяне.

Неправильное питание

От информационного мусора избавились, пришло время сделать то же самое и с пищевым. Тщательно фильтруйте содержимое своей тарелки. Не злоупотребляйте сладкой и жирной пищей – вы же знаете, как она губительно действует на сосуды, в том числе и на сосуды мозга. Обогащайте свой рацион продуктами, стимулирующими умственную деятельность. К ним относятся рыба, горький шоколад, орехи, яйца, зелень.

Недосып

Хроническая усталость нелучшим образом сказывается на умственных способностях. Мышление замедляется, становится инертным, негибким и шаблонным. А что еще остается нашему организму, кроме как включить режим энергосбережения? Поэтому не забывайте о здоровом режиме сна и отдыха.

Малоподвижный образ жизни

И ум, и тело нужно держать в тонусе. Наш организм – одна взаимосвязанная система, и в ней не должно быть никаких слабых звеньев. Занимайтесь физкультурой, дышите свежим воздухом, больше двигайтесь. Телу нужны силы, чтобы качать кровь к мозгу и заставлять ваши извилины шевелиться.

Однообразие

Однообразная и скучная рутина способна даже самый светлый ум превратить в посредственность. Чтобы эффективно и креативно мыслить, нам нужен постоянный приток новых стимулов. Если ваша жизнь ограничена схемой “дом – работа – дом”, очень скоро ваш мозг перейдет в автономный режим. Действительно, а зачем ему напрягаться?

Так что будьте добры, потрудитесь внести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие и разбавить свое теплое унылое болотце. Заведите новое хобби, отправьтесь в путешествие, заведите собаку, в конце концов.

Мышление и его функции

Мышление – это:

  • умственная деятельность для познания смысла вещей и явлений;
  • психический процесс познания, который отражает связь объектов и отношения между ними;
  • функция мозга, которая развивается в процессе теоретического обучения, практической деятельности, получения опыта жизни.

Как всякая способность, работа мозга нуждается в постоянных тренировках и упражнениях. Давно замечено, что перерывы в работе снижают профессионализм, а для восстановления навыков требуется время.

Мышление зарождается как ощущение, восприятие, представление, а потом выходит за их пределы. Человек познает такое, что органами чувств не воспринимается.

Благодаря мышлению происходит понимание характеристик объектов, осуществляется переход от количества информации к ее качеству, выстраиваются ассоциативные связи, производится сравнение описания с реальными свойствами, делается вывод об объекте.

Важная функция мышления – это возможность разграничивать объекты, видеть их сходства и различия.

Расстройства мышления по форме

В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.

Нарушения по темпу:

  • Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
  • Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.

Нарушения стройности мышления:

  • Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
  • Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.

Нарушение целенаправленности мышления:

  • Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
  • Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
  • Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
  • Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
  • Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.

Расстройства мышления по содержанию

  • Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
  • Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
  • Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
  • Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Мыслительные операции

В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении.Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:

  • Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
  • Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные  свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
  • Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.


Рис. 4. Основные формы мышления

Практические задания по применению мысленных процессов

№ 1. Сравнение

Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

№ 2. Рассуждение

Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

«он любит тебя»

акупенда

«он воюет с ними»

авапига

«я воюю с тобой»

никупига

«он любит нас»

авупенда

В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

№. 3. Игра «Царь и трое пленников»

Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

Примеры из жизни некоторых видов мышления

Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.

Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.

Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”

Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.

Образное (наглядно-образное) мышление

Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Задайте вопрос

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач

Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем

Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Социальная экономика

Антон Кушнер: как войти в 2021 год с крепким ментальным здоровьем

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство , симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Виды мышления

В
зависимости от того, какое место в
мыслительном процессе занимают слово,
образ и действие, как они соотносятся
между собой,
выделяют три вида мышления
:
конкретно-действенное, или практическое,
конкретно-образное и абстрактное. Эти
виды мышления выделяются ещё и на
основании особенностей задач —практических
и теоретических
.

Конкретно-действенное
мышление

Наглядно-действенное
— вид мышления, опирающийся на
непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное,
или предметно-действенное, мышление
направлено на решение конкретных задач
в условиях производственной, конструктивной,
организаторской и иной практической
деятельности людей. Практическое
мышление это, прежде всего техническое,
конструктивное мышление. Оно состоит
в понимании техники и в умении человека
самостоятельно решать технические
задачи

Процесс технической деятельности
есть процесс взаимодействий умственных
и практических компонентов работы.
Сложные операции абстрактного мышления
переплетаются с практическими действиями
человека, неразрывно связаны с ними.
Характерными
особенностями
конкретно-действенного мышления являются
ярко выраженная
наблюдательность, внимание к деталям,
частностям и умение использовать их в
конкретной ситуации, оперирование
пространственными образами и схемами,
умение быстро переходить от размышления
к действию и обратно. Именно в этом виде
мышления в наибольшей мере проявляется
единство мысли и воли. Конкретно-образное
мышление

Конкретно-образное
мышление

Наглядно-образное
— вид мышления, характеризующийся
опорой на представления и образы.

Конкретно-образное
(наглядно-образное), или художественное,
мышление характеризуется тем, что
отвлечённые мысли, обобщения человек
воплощает в конкретные образы.

Абстрактное
мышление

Словесно-логическое
— вид мышления, осуществляемый при
помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное,
или словесно-логическое, мышление
направлено в основном на нахождение
общих закономерностей в природе и
человеческом обществе. Абстрактное,
теоретическое мышление отражает общие
связи и отношения. Оно оперирует главным
образом понятиями, широкими категориями,
а образы, представления в нём играют
вспомогательную роль.

Все
три вида мышления тесно связаны друг с
другом. У многих людей в одинаковой мере
развиты конкретно-действенное,
конкретно-образное и теоретическое
мышление, но в зависимости от характера
задач, которые человек решает, на первый
план выступает то один, то другой, то
третий вид мышления.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации

Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально

Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать

Виды и их характеристики

Психологи обычно разделяют мышление на три класса мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное подразумевает, что человек наблюдает за реальными предметами, животными, людьми и постигает взаимоотношения между ними в конкретной сложившейся ситуации.

Наглядно-образное предполагает создание представлений о некой ситуации или образах. То есть человек использует наглядные изображения через их образные представления.

Словесно-логическое предполагает применение логических знаний о том или ином событии, предмете, существе. И таким образом человек постигает существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи реальных событий или объектов.

Кроме этого, мышление делится на наглядное и вербальное, то есть кому-то проще один раз увидеть, другому достаточно это услышать

Еще оно делится на практическое и теоретическое, то есть кому-то «закон не писан», он ищет всевозможные способы решить ту или иную задачу, другим важно исполнение норм и правил, которые сами они и разрабатывают

Следующие антиподы связаны с интуитивным и аналитическим мышлением. Первое протекает быстро, не разделено на отдельные четкие этапы, мало осознаваемо. Второе – длительно по времени, разделено на четкие этапы, конкретно представлено в голове человека.

Но к какому бы типу ни относилось ваше мышление, важно уметь запускать в своей голове процесс сравнения, он помогает найти схожие и отличные свойства предметов, ситуаций, что в последующем непременно поможет решить поставленную задачу. Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему

Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной

Еще две неотъемлемых части мыслительного процесса – это анализ и синтез. На первый взгляд это противоположные понятия, первое предполагает для лучшего понимания деление чего-то целого на части, второе же, наоборот, позволяет переходить от частного к общему. Но для мышления важны оба процесса – любая здравая деятельность мысли должна быть именно аналитико-синтезированной.

Хотя с другой стороны процесс мышления сугубо личный, и нередко он зависит от характера человека. У одних мышление бодрое, у других – ленивое. Кто мыслит рассудительно, кто импульсивно. Так же его делят на женское и мужское, цивилизованное и диковатое, гибкое и прямолинейное. Да и происходит оно на разных уровнях.

Одни мысли роятся в глубине нашего сознания, другие на поверхности, третьи остаются где-то в середине, там чаще всего находятся те, что появились благодаря стереотипам, которые нас окружают. Наружу вырываются самые разные, но чаще всего – контролируемые и хорошо осознаваемые мысли. А вот в самом дальнем уголке скрывается то, что появилось у нас практически бессознательно. Это – база, на которой потом начинают основываться все наши последующие мыслительные процессы.

И при этом не любое мышление помогает жить. Иногда оно может мешать. Порой нужно действовать быстро, полагаясь на собственный опыт, выработанные годами рефлексы, а мыслительный процесс тормозит простое решение важных задач. В категорию «вредных» мыслей также относятся ненужные, негативные, и конечно, назойливые. Вот им совсем не место в нашей голове и от них следует избавляться.

Типы мышления

Выделяют следующие типы мышления:

  1. Образное. Создается в начале роста человека. Для развития этого мышления используются конкретные образы. Задача формулируется конкретно, а решение производится путем совершения определенных действий.
  2. Понятийное. Формируется как теоретические познания и понятия, абстрактные знания, объединяющие логические выводы. Решение проблем осуществляется теоретически с помощью теорий и абстракций.
  3. Знаковое. Основано на словесных знаках: сигналах, символах, признаках. Знаки несут в себе информацию о процессах, явлениях, объектах. Согласно полученной информации выстраиваются модели поведения человека и общества. Знаковое мышление неразрывно связано с моделированием.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector