Как критическое мышление помогает противостоять манипуляциям

Что это такое?

Критическое мышление — особая система суждений, применяемая в анализе событий. Если говорить простыми словами, то такой вид мышления помогает делать обоснованные выводы и применять их на практике для решения проблем и ситуаций. В педагогике, психологии, психотерапии критическое мышление считается мышлением более высокого уровня. Часто его называют вежливым скептицизмом. Человек своими рассуждениями ставит под сомнение информацию, получаемую извне. Такая критичность распространяется и на собственные убеждения. Своими действиями человек заставляет себя найти аргументы в пользу или против них, что подразумевает поиск вариантов и альтернатив. Считается, что переход от формы общественного сознания к критическому предполагает, что формируются необходимые условия для начала цивилизованного развития не только отдельных личностей, но и всего сообщества в целом.

Критическому мышлению свойственна рефлексивность как характеристика, человек разумно и интеллектуально выбирает, чему доверять, что делать, анализирует сведения. В отличие от обыденного или докритического мышления, отсутствует хаотичность принятия решений. Термин предложил некогда философ Джон Дьюи. И только в конце прошлого столетия вопрос получил логичное продолжение, его своими исследованиями создал Ричард Пол, составивший классификацию критического мышления, его задачи. Эти люди считали, что потребность в нем вызвана развитием современного человека. Ряд психологов сегодня рассматривает критическое мышление как применение методов познания, основанное на том, что человек полностью контролирует свои действия и решения.

Основные помехи на пути к критическому мышлению

Что же стоит на пути человека к такому типу рационального мышления? Существует ряд явлений:

  1. Некомпетентность в предмете
  2. Усталость, невнимательность
  3. Когнитивные искажения

Очевидно, что достаточно сложно ошибиться в своем суждении, если размышляющему банально не хватает знаний в области. Способ с этим справиться – либо оставить рассуждать на незнакомую тему, либо побольше о ней узнать.

То же с усталостью и вызванной ей невнимательностью: едва ли возможно хорошо рассуждать, когда у мозга буквально не хватает сил на сосредоточение. Единственный тут выход – это просто отдохнуть.

А когнитивные искажения – это проблема куда более масштабная, требующая глубокого подхода и внимательного рассмотрения.

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

Мини-тест: способны ли вы мыслить критически

Насколько хорошо развиты ваши навыки критического мышления? Мы попросили экспертов составить простые вопросы для самоанализа. Итак, Светлана Ларина предлагает задать себе такие вопросы:

  • Верите ли вы, что люди из рекламы зубной пасты – действительно имеют отношение к стоматологии?
  • Успокаивают ли вас факты, что какой-то продукт одобрен какой-либо ассоциацией?
  • Верите ли вы заявлению, если его высказывает авторитетный для вас человек, например, ваш директор, врач или популярный артист?
  • Будете ли вы перепроверять факты, если их опубликует ваш FB-друг в своей новостной ленте?
  • И главное: готовы ли задавать вопросы, быть неудобным, докапываться до сути, если есть сомнения в подлинности информации?

По мнению Светланы, большинство ответов «да» и ответ «нет» на последний вопрос свидетельствует о том, что вам есть куда развиваться в плане критического мышления.

В целом же, по словам Ильи, критическое мышление состоит из множества элементов. «Обычно методики, изучающие критическое мышление, предлагают вопросы, где нужен анализ причин и следствий событий, простых арифметических операций, скажем, с процентами, выделение главного и второстепенного в тексте и прочее», – рассказывает эксперт. Например, можно пройти такой тест, разработанный философами из Высшей школы экономики.

Критическое мышление Что значит. Как научиться критически мыслить

Критическое мышление , казалось бы, процесс несложный и даже примитивный: есть однозначные «правда» и «ложь», определение которых будет результатом рассуждения; есть начальные посылки, следствия из них и проверка следствий; обработка этих суждений основана на элементарной логике . В этом отношении критическое мышление напоминает машинную логику. Однако мы сталкиваемся с тем, что критическое мышление для множества людей превращается в этакое мастерство, и даже способные к нему нередко запутываются в своих умозаключениях. Вероятно, это связано с трудностями «взрослой жизни»: думать, рассуждать и отыскивать истину приходится самостоятельно, к чему не все готовы. Многие предпочитают участь больших детей – всецело опираются на установки, заданные разнообразными «опекунами»: политическими и религиозными лидерами , родителями и просто «старшими», авторитетами и «паханами», традициями, канонами. Потому что так проще.

Учиться критическому мышлению приходится постепенно, шаг за шагом.

1

Метапознание. Под этим термином скрывается не что иное, как самопознание. Это касается, как изучения нашей способности рассуждать и получать сведения о мире вообще, так и взгляд на себя со стороны – с позиции постороннего человека. Понятно, что «другие люди» могут быть разными, поэтому появляется необходимость анализировать поступки и суждения окружающих. Взглянув на себя со стороны, мы увидим, какие наши действия правильные, а какие ошибочные. Можно каждый вечер вспоминать, что мы делали днём и чем были продиктованы те или иные решения. Дело в том, что каждая отдельная «личность» — структура многосторонняя. «Я» после совершения события – это не совсем «я» до его совершения, в спокойном и уравновешенном состоянии человек мыслит совсем иначе, чем в состоянии аффекта (тревоги, восторга, гнева ). Поэтому вспоминая содеянное за день, мы в какой-то мере сами являемся «посторонним человеком» для себя. Понятно, что проводить такой самоанализ нужно в спокойном состоянии, отрешившись на время от суеты.

Устраните помехи: что мешает нам мыслить критически

По мнению Светланы Лариной, как ни странно, мыслить критически мешают те факторы, которые долгое время помогали нам жить в обществе. «Они играли роль социального клея для сообществ людей. Но сейчас превратились в ловушки, которые нам подстраивает собственный мозг», – отмечает эксперт. И делится примерами: эффект эхо – когда человек слышит некую новость из разных источников, она кажется более правдивой; ловушка первого впечатления – первая версия, в которой нам были представлены факты, кажется самой верной; эффект подтверждения – согласно с ним, мы скорее будем искать доказательства нашей точки зрения в интернете, а не ее опровержение.

По словам Ильи Ягияева, как правило, критическое мышление не работает, если не сформированы соответствующие навыки или привычка. «Нередко человеку по той или иной причине невыгодно мыслить критически в определенной ситуации – скажем, когда он заангажирован политически, когда оправдывает себя или свою социальную группу, – отмечает эксперт. – Футбольные болельщики – отличный пример: они, как правило, склонны рассматривать события на поле с точки зрения своей команды, а не объективной истины, оценивают грубые действия «своих» как оправданные и справедливые, а «чужих» – как неправомерные и враждебные». Люди – мастера самооправдания, в которое они сами искренне верят, полагает Илья. Критическое мышление в таких ситуациях может ухудшать представления о себе, а мы склонны этого избегать.

Читайте еще: О страсти к жизни, гигиене эмоций и пользе замедления: 5 лекций TED, которые помогут изменить свой подход к жизни

Как проходить занятия

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт

Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Что мешает нам критически мыслить?

Все мы устроены так, чтобы постоянно искать простых источников радости, уважения, любви

Обращать повышенное внимание на то, что говорят люди вокруг нас и делать выгодные для нас выводы и обобщения – это в нашей природе, на уровне гормонов

При этом мы, как осознанные, высокоорганизованные существа, понимаем, что в долгосрочной перспективе такая стратегия жизни не работает. Как же распознать логическую ошибку?

Логические ошибки отличаются тем, что в них нарушены причинно-следственные связи.

  1. После этого = вследствие этого. Если после того, как прошел дождь, я сняла куртку, это не значит, что все люди снимают куртку после дождя. Дождь не явился причиной этого действия.

Вспомните, на уроках истории вы часто учили, какие были предпосылки к войне или революции. К сожалению, когда мы пытаемся выявить причинно-следственную связь постфактум, мы очень часто выносим неправильные уроки из значимых исторических фактов.

  1. Что-то лучше ввиду своей традиционности. Любимое дело консерваторов – противиться изменениям, настаивая на традиционных методах (лечения, обучения, выполнения какой-либо работы).

Мозг любит стабильность, ведь для обучения новому ему нужно потратить энергию и создать новые нейронные связи. Но мир развивается, и все системы в нем рано или поздно претерпевают изменения. Не стоит зацикливаться на стремлении к стабильности – все, что застаивается, в итоге превращается в болото.

  1. Мнение масс верно. Мы склонны соглашаться с мнением большинства, но если разобраться, то так происходит только потому, что мы хотим быть принятыми в обществе.

Проведено множество экспериментов, в которых подопытный соглашался с группой подставных лиц, которые, к примеру, называли черное белым. Конечно же, он не знал, что они подставные. Человек начинает сомневаться в своей правоте, когда толпа твердит ему обратное.

Чтобы научиться критически мыслить, помните мамину фразу “А если все будут прыгать с пятого этажа, ты тоже прыгнешь?”

  1. Мнение авторитета верно. Людям свойственно приписывать положительные качества тем, кто уже по каким-то причинам им нравится.

На этом построен современный маркетинг: Маша рекомендует эту тушь, значит эта тушь классная. Почему? Потому что Маша сама по себе классная, у нее 2 миллиона подписчиков в Инстаграме, она явно фигни не посоветует.

Обращение к силе. Тут, пожалуй объяснения излишни: когда кто-то пытается доказать свою правоту путем угроз или шантажа, это неправильно

Важно находить в себе смелость противостоять тиранам и бороться за правду.

КЛАСТЕР(гроздь)

Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Важно в тексте, с которым работаешь:

1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).

2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).

3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Пример кластера — Составить кластер по теме: «Ислам»

ПРИЕМ ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории

Спорные идеи и вопросы.

Затем читается текст и находятся ответы на вопросы.

Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ

Тонкий вопрос:

Толстый вопрос

кто…

что…

когда…

может…

будет…

мог ли…

как звали…

было ли…

согласны ли вы…

§верно…

дайте объяснение, почему…

почему вы думаете…

почему вы считаете…

в чем разница…

предположите, что будет, если…

что, если…

Коучинг: «Как критическое мышление влияет на процесс обучения

ФИШБОУН

Фишбоун (рыбный скелет): голова — вопрос темы, верхние косточки — основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост — ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример Фишбоун на уроке религиоведения Тема: «Понятие о религии. Структура религии»

Понятийно-терминологическая карта.

•На доске выписываются понятия, термины, необходимо все составить в логическую цепочку согласно теме.

•Пример: тема «Христианство».

«Верные или неверные утверждения»

1.Первых людей на земле звали Адам и Ева

2.Причиной изгнания из рая стало Яблоко

3. Каин и Авель- это дети Адама и Евы

4.Во время всемирного потопа не спасся никто из людей.

5.50 дней длился всемирный потоп

6.Содом и Гоморру Бог уничтожил за грехи их жителей

7.Бог проверил Авраама на к Господу приказав принести в жертву сына

8.Гавриил — так звали мальчика, которого царевна египетская нашла в корзине

9.За 7 дней Бог сотворил мир

Александер Wolfe and Alexander 2008

Использование Критического мышления на уроках истории и религиоведения позволило:

  • Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;
  • Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;
  • Научить выражать свое видение проблемы через диалог
  • Помогает развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка
  • Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании
  • Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше

Александер определил пять способов усвоения знаний,исследованных на практике:

• механическое запоминание(заучивание фактов, идей и повседневных действий посредством постоянного повторения);

• декламация(пополнение знаний и пониманий посредством использования вопросов, разработанных для тестирования, а также — посредством стимулирования воспоминаний о том, с чем ранее ознакомились, предоставления подсказок ученикам для обдумывания ответа и т. д.);

• инструкция/изложение(объяснение ученику объема работы для выполнения, и/или передача информации, и/ или объяснение фактов, принципов или процедур и т. д.);

• обсуждение(обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем);

• диалог(достижение взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения, которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряя «трансляцию» понятий и принципов

Мерсер определил три формы аргументированияв ходе обсуждения в классе:

• диспутивный разговор, при котором ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека;

• кумулятивный разговор, характеризующийся конструктивным оцениванием учениками внесенного друг другом вклада в процесс, разговор и т. д.;

• исследовательский разговор, продолжающийся посредством критического размышления и обоснованного аргументирования, при котором предложения могут быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию (Mercer 2000).

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:

Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.

Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?

  • Правда.
  • Скорее правда.
  • Нужно больше информации.
  • Скорее ложь.
  • Ложь.

Правильный ответ смотрите в конце материала.

Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.

Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.

Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.

Социальная экономика

Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.

Советы для студентов и школьников

Вот несколько своеобразных упражнений для развития критического мышления (а точнее — советов), которые помогут вам развить навыки критического мышления:

  1. Сформируйте или присоединитесь к учебной группе (или серии учебных групп) и выберите ключевые темы из вашего курса для обсуждения. Исследования показывают, что учащиеся, участвующие в таких группах, как правило, получают более высокие оценки. Вы разделяете понимание ключевых тем? У вас есть разные мнения, подходы или чувства по определенным темам? На чем они основаны? Присоединяйтесь к дискуссионному обществу — или любому студенческому сообществу — и начните страстные дискуссии!
  2. Обменяйтесь курсовыми работами (заданиями, проектами и т. д.) с одноклассником и критически оцените аргументы друг друга, с использованием доказательств и выводов. Каковы сильные стороны? Что нужно для развития? Чего не хватает? С чем вы согласны? С чем не согласны? Просто будьте осторожны, чтобы не копировать работы друг друга, и помните, что, если сомневаетесь, проконсультируйтесь с лектором или преподавателем.
  3. Смиритесь с тем, что критика и разногласия — это не то же самое, что конфликт. Можно придерживаться разных взглядов на одноклассника, друга или лектора. Узнайте, как не соглашаться, предлагать и принимать критику, не будучи личной. Иногда студенты чувствуют, что если они не согласны с другим человеком, это может считаться грубым или невежливым. Но одной из основных функций университета является воспитание исследовательского и пытливого духа. Много новых знаний и идей проистекает из уважительного несогласия с другими, так как несогласие (или сомнение) — это первый из этапов развития критического мышления.
  4. Примите участие в обсуждениях в рамках вашего класса или группы. Это ваша главная возможность по-настоящему раскрыть то, что было освещено в лекциях, поэтому используйте их: задавайте вопросы, высказывайте свое мнение и подвергайте сомнению мнения других.
  5. Сообщите своим лекторам или преподавателям, если вас сильно заинтересовало что-то, чему они вас научили, или к обратной связи, которую они дали вам (это применимо, соглашаетесь ли вы, не соглашаетесь или просто хотите узнать больше). Если невозможно выступить с лекцией или учебным пособием, поговорите с ними позже, попросите о встрече или отправьте им электронное письмо. Возможно, польщенный преподаватель даже даст вам дополнительные задания для развития критического мышления.
  6. Критически относитесь к содержанию курса, особенно к рекомендованной для прочтения литературе. Выполняя задания, спросите себя, вышли ли вы за рамки демонстрации базового понимания темы. Вы проанализировали доказательства? Вы оценили аргументы? Вы синтезировали всю доступную информацию, и можете ли вы сделать какие-либо выводы на основе того, что вы сделали? Подобные размышления можно отнести к методам развития критического мышления.
  7. Посещайте семинары и тренинги по критическому мышлению. Если ваш курс дает вам возможность взять дополнительно еще и модули критического мышления, подпишитесь на них. Критическое мышление можно развивать и изучать, и те, кто тратит время на развитие своих критических способностей, с большей вероятностью добьются успеха в учебе. Посетите веб-сайт библиотеки, чтобы получить информацию о предстоящих тренингах по этой теме. Читайте книги для развития критического мышления.
  8. Наконец, помните, что критическое мышление сложно. Как набор навыков «высшего порядка», вы не можете научиться делать это быстро. Продолжай пытаться.

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.

Экономика образования

Профессия — охотник: карьерный тест от профессора «Сколково»

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector