Как развить свой интеллект: подкаст «списать не получится»

Содержание:

Саморефлексия

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.

На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:

Экономика образования

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.

Что изучить о саморефлексии:

Книги

  • Далай-лама и доктор Говард Катлер «Искусство быть счастливым»
  • Марк Аврелий «Размышления»
  • Иммануил Кант «Обоснование непостижимого»
  • Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»
  • Денни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность: Как обрести гармонию в нашем безумном мире»

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей

Кажется, чтобы стать успешным, нужно обязательно делать упор на развитие умственных способностей. Отсюда так много дошкольных программ, кружков, образовательных центров, где в ребенка пытаются впихнуть столько, что не каждому взрослому под силу освоить.

Но дело не только в интеллекте: кроме новых знаний, ребенку также нужно, чтобы с ним поговорили про его чувства, помогли разобраться в отношениях с одноклассниками или просто окутали теплом и поддержкой.

Современные исследования доказывают важность знакомства ребенка с эмоциональной сферой. И выгода очевидна не только в рамках быта, но и в школьных дисциплинах

Что говорят ученые
80% успеха зависит от уровня EQ и только 20% — от коэффициента интеллекта.

Например, в Стэнфордском исследовании ученые наблюдали за жизнью добровольцев с детства до самой старости и выяснили: IQ нельзя считать надежным показателем успеха.

Топовые специалисты и руководители не были умнее тех, кто до пенсии занимал должности попроще. На самом деле секрет успеха скрыт в развитом эмоциональном интеллекте: навык решать конфликты, сила воли, настойчивость, способность отложить маленькое удовольствие сейчас ради большой награды потом. Самое любопытное, что участники исследования проявляли эти качества уже будучи подростками.

Обучение

Развития умственных способностей наиболее эффективно добиваться с помощью обучения. При регулярных тренировках таким способом человек сможет стать умнее и эрудированнее, благодаря чему он будет более привлекательным собеседником для окружающих. Существует несколько вариантов достижения цели с помощью обучения.

Иностранные языки

Изучение иностранных языков обеспечивает хорошую стимуляцию мозга, а также помогает улучшать память. Достаточно выучить один дополнительный язык, чтобы почувствовать положительные изменения. Рекомендуется отдавать предпочтение распространенным и полезным языкам:

  • Английский;
  • Немецкий;
  • Испанский;
  • Итальянский.

Обучение желательно проводить, используя все современные методы, что повысит эффективность изучения.

Точные науки

Занятия точными науками могут серьезно развить ум. Изучать их нужно даже гуманитариям. Главное, начать с правильного уровня, постепенно повышая сложность изучаемых тем. Заниматься точными науками можно дома самостоятельно, но существуют специальные курсы, где люди объединяются в группы по уровню имеющихся знаний. После нескольких недель тренировок возрастет интеллект, разовьется скорость мышления, улучшится логика, укрепится память.

Любознательность

Проявление интереса ко всему окружающему миру – один из лучших способов развития мозга. У детей и подростков это происходит на подсознательном уровне, а взрослым придется воспользоваться силой воли, чтобы любознательность принесла свои плоды. Проще всего добиться пользы при взаимодействии со всеми окружающими предметами, регулярном обучении новым навыкам, чтении полезных статей, энциклопедий, прослушивании хорошей музыки или просмотре фильмов.

Как развить воображение и визуализацию взрослому человеку? С чего начать и как идти вперед?

«Мария Ивановна, нам из этой ситуации нужно срочно найти выход!» — слышите вы на работе. Или вы приходите с работы, а ваш ребенок в очередной раз просит поиграть во что-то интересненькое? Как упражнениями развить воображение и визуализацию у взрослого человека, чтобы стать успешным и счастливым?

Ну вот, опять двадцать пять, а причем здесь успешность? Для этого достаточно быть образованным, ответственным, умным. Так то оно так. Но воображение может дать вам больше.

Все очень просто. Придумывать — это творить, а творение всегда уникально. Творческих и уникальных людей трудно найти, а тем более заменить. Это ценность.

Творчество возможно благодаря воображению и правому полушарию. Творческие люди нужны!

Воображение — это:

  • креативный подход в любой сфере, профессии,
  • захватывающие игры с детьми, веселье и счастье,
  • нахождение выхода из любой затруднительной ситуации.

С последним пунктом дети справляются очень хорошо) Хотите узнать, что нужно делать, чтобы восстановить ваше воображение? Отлично! Бежим!

Зачем развивать

Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте. 

Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Зачем это детям:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения.

В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция

Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге

Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях. 


‍Карта эмоций‍

Виды интеллекта

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития

Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать

Как развивать эмоциональный интеллект

Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.

Игры на развитие ЭИ

«Кубик настроений» 

Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.  

«Зеркало»

Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.

«Я радуюсь, когда…»

По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда…». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.

Упражнения на работу с эмоциями

«Подушка злости»

Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.

«Дневники добра»

 Для отслеживания позитивных эмоций составьте:

  • «Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
  • «Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
  • «Дневник успеха», который помнит только хорошее.

После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:

  • обладает богатым эмоциональным словарём;
  • не стремится к совершенству и перфекционизму;
  • не позволяет другим портить себе настроение;
  • способен переключаться от негатива к позитиву;
  • наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
  • умеет отказывать;
  • может увлекаться делом и не ждать при этом награды.

Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам. 

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.

Займитесь высокоинтенсивными интервальными тренировками (HIIT)

Забудьте о часовых тренировках по пять дней в неделю, они вам просто не понадобятся. HIIT дает вам все преимущества (как в физическом, так и в ментальном плане) кардио-упражнений, занимая при этом намного меньше времени. Впрочем, обычные кардио-тренировки тоже очень полезны, если у вас есть на них время!

Чем же так полезны HIIT и другие кардио-тренировки, в особенности для вашего мозга? Они:

  • Улучшают память, а также способности решать проблемы и принимать решения
  • Уменьшают стресс
  • Уменьшают риск заболевания дегенеративными заболеваниями центральной нервной системы
  • Способствуют выбросу в кровеносную систему веществ, улучшающих настроение (эндорфинов, и не только)
  • Уменьшают уровень гормонов стресса в организме (прежде всего адреналина и кортизола)

HIIT-тренировки могут занимать от 5 до 45 минут. Некоторые люди устраивают себе 5-мминутную HIIT-тренировку, сопровождая ее силовыми нагрузками

Если вы ищете короткий, но эффективный комплекс упражнений HIIT, рекомендую вам обратить внимание на комплекс Табата

Проактивный ли вы человек?

Чтобы понять, какая из позиций вам ближе, вы можете пройти тест на проактивность, который Стивен Кови приводит в своей книге. Тест займет у вас тридцать дней. За это время вам нужно сделать следующее:

Начертите на листе два круга – один внутри другого.
Сформулируйте задачу, которую хотите выполнить.
Между окружностями впишите препятствия, которые вам мешают в достижении этой задачи, и на которые вы не можете повлиять.
Разделите внутренний круг на четыре сегмента, в каждом из которых опишите, что поможет решить проблему.
В течение тридцати дней пошагово выполняйте задачи из внутреннего круга

Важно не обвинять обстоятельства, если что-то не получается, и стараться найти выход.
В конце месяца проанализируйте свои действия, определите, где поведение было реактивным, и как его можно было сделать проактивным.. Внешний круг называется зоной забот, а внутренний – зоной ответственности

Проактивный человек всегда действует внутри своего круга ответственности, отслеживая реакцию на внешние обстоятельства. 

Внешний круг называется зоной забот, а внутренний – зоной ответственности. Проактивный человек всегда действует внутри своего круга ответственности, отслеживая реакцию на внешние обстоятельства. 

Что же же делать, если окажется, что вы – реактивный человек? И так ли это плохо, на самом деле? Не стоит паниковать, ведь быть проактивным во всех сферах жизни – практически невозможно. Человек может быть очень проактивным в работе, и при этом реактивным в личных отношениях, например. И это вполне нормально. 

Умный, мудрый, интеллектуальный – тождественны ли эти понятия?

Вообще-то – нет. Несмотря на то, что все три значения подразумевают работу головного мозга, они имеют существенные отличия.

Умным, по моему мнению, человек рождается.

Каждому из нас отмеряно свое количество мозговых извилин и клеток (вы же понимаете, что я сейчас говорю образно, правда?), именно поэтому кому-то учеба дается неимоверно легко, а кто-то ежедневно тратит на занятия многие часы, чтобы не отставать от сверстников.

Но даже если вы родились умным человеком, это вовсе не значит, что вам гарантирован успех.

Ум очень легко сделать бесполезным органом, не подпитывая его здоровой информацией, убивая алкоголем и никотином, отупляя сериалами и бульварным чтивом.

Мудрость – это видеть саму суть вещей, находить выход из сложных ситуаций, идти на компромиссы, когда это нужно и т.д.

Для того чтобы быть мудрым, вовсе не обязательно заканчивать университеты и получать ученую степень.

Многие бабушки обладают именно житейской мудрость, хотя их образование часто оставляет желать лучшего.

Мудрость больше характерна для людей старшего возраста, однако иногда природа награждает ею сызмальства.

Я однажды познакомилась с потрясающей шестилетней малышкой – ее умозаключениям и отношению к жизни позавидовал бы любой взрослый.

А вот интеллект – более широкое понятие, которое обозначается, как способность человека использовать знания, которые он получает, так и совокупность всех способностей человека, которые он может использовать для познания чего-то нового.

Долгое время считалось, что методики, как развить интеллект, не имеют смысла, поскольку человек либо рождается, наделенный недюжинным разумом, либо – нет.

Однако интеллектуалы (люди, которые собственным трудом расширяли возможности своего ума) доказали обратное.

Тайна Гулливера или как сочинять сказки для детей

О, их сочинять очень просто. Мы уже узнали какой прием был использован автором для сочинения сказки про Гулливера. Если вспомните сказки, то он прослеживается во многих других сказках и рассказах.

Вы можете взять его в свою копилку. Но какой есть секрет еще?

Самое главное признать то, что все на свете живое и может жить собственной жизнью. Даже не живые предметы. Нужно согласиться с тем, что в сказках возможно все.

Как только вы это примете, то все изменится. Давайте потренируем воображение и возьмем … камень.

Я предложу вариант, а вы сочиняйте свой.

У камня может быть собственная жизнь, дети, жена и т.д. А может быть он еще одинок и ищет вторую половинку? А ему попадаются они серые камешки.

И вдруг он увидел ту самую, единственную — это был изящный осколочек гранита. Он так и сверкал на солнце. Когда камешек мелкими шажками проходил мимо нее, его сердце билось в груди так, что этот стук можно было услышать.

И он решился пригласить ее на прогулку. Но вдруг случилось непредвиденное… Что же случилось?

Наши герои не встретились, у них на пути встал…. Что же было дальше? Что сделал наш влюбленный камешек? Кто ему помог? Какие пришлось преодолеть преграды? Чем все закончилось?

Представьте камушек, его возлюбленную, весь сюжет и запишите его. Но, конечно, конец должен быть счастливым)

Заключение

Совершенству нет предела. Но нужно с чего начинать. Начинайте прямо сейчас. Делайте эти упражнения и вы удивитесь себе, своим способностям.

Особенно делайте вот это веселое упражнение для синхронизации работы обоих полушарий головного мозга (ссылка откроется в новом окне).

Как вы уже догадались, лучший шаг на пути к воображению, это активизация правого полушария головного мозга. Где сокрыты помимо воображения, феноменальная память, интуиция, лингвистические способности и музыкальные способности.

Все приведенные упражнения развивают правое полушарие.

Вот и все. Вы узнали какими упражнениями и как развивать воображение и визуализацию у взрослых, а также правое полушарие. Есть еще много способов. Но самые эффективные и быстрые уже у вас. Нужно только их практиковать.

До скорого!

Бережливое производство

Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.

Экономика образования

Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы

Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.

Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.

Что изучить о бережливом производстве:

Книги

  • Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»
  • Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса»
  • Сигео Синго «Изучение производственной системы Toyota с точки зрения организации процесса»
  • Вэйдер Майкл Томас «Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean»

Классификация Ж. Пиаже

Ж. Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта.

Стадии Возраст, лет Определяющее поведение
Сенсомоторная стадия До 1,5-2 Малыши развиваются через хватание, жевание, рассматривание. Учатся распознавать символы, понимать язык, говорить. Уровень развития интеллекта носит такое название из-за его опоры на органы чувств.
Дооперациональная стадия 2-7 Дети обладают ограниченными «волшебными» представлениями о мире, затрудняются классифицировать события или объекты
Стадия конкретных операций 7-12 Появляется логическое мышление, навык классифицирования объектов. Уровень развития интеллекта характеризуется осознанием иерархии классов, приближая этим детское мышление к взрослому
Стадия формальных операций С 12 и далее Способность к анализу решения задач, тщательному обдумыванию и взвешиванию возможностей, построению планов, вспоминанию прошлого, метафорическому рассуждению. Уровень развития интеллекта определяется способностью представлять себя на месте людей, самоанализом.

В ускорении прохождении стадий развития интеллекта нет смысла – главное, тщательно подготовить ребенка в соответствующей возрастной стадии, предоставив достаточное количество материала.

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах»

Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Упражнения для развития вербального интеллекта у детей

Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Упражнения, развивающие вербальный интеллект:

  • Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
  • Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
    • «табу», «вето»;
    • «спор», «противостояние»;
    • «палка», «единица» и т.д.

Повышение уровня эмоционального интеллекта (EQ)

Тема развития эмоционального интеллекта (EQ) популярна среди топ-менеджеров. Популярность выражена тем, что успешные лидеры предпочитают взаимодействовать с подчиненными не как с механизмом, а как с индивидами, обладающими индивидуальными особенностями.

Высокий уровень EQ помогает в быстром распознании эмоций, регулировании без подавления. Дэниел Гоулман, психолог утверждает, что эмоциональный интеллект в большей степени определяет способности к руководству, чем интеллектуальный.

Неправильную модель поведения, связанную с эмоциями людям прививают с детства. Родители учат детей подавлять эмоции, при этом не анализируя. В старшем возрасте чрезмерное подавление мешает отследить переломный момент, когда контроль эмоций уже невозможен. Таким образом, люди срываются в ненужный момент, руководителям в особенности это портит рабочий процесс.

Не находя достойного выхода, эмоции накапливаются, приводя к хронической усталости, раздражительности и апатии.

Модель EQ включает:

  • Осознание и принятие собственных эмоций;
  • Осознание и принятие чужих эмоций;
  • Управление собственными эмоциями;
  • Управление чужими эмоциями.

Упражнения для повышения эмоционального интеллекта

Существует ряд упражнений, помогающих повысить эмоциональный уровень. Например, для осознания собственных эмоций нужно периодически задавать себе вопросы о выяснении чувств в настоящий момент. Для начала стоит научиться определять главные состояния: гнев, страх, грусть, радость. После закрепить ведением таблицы со столбцами – день, время, эмоция, интенсивность, причина.

Для осознания переживаний других людей важно подмечать настроение, выражая это вслух. При этом начинать лучше со слов «я думаю», соблюдая вопросительную интонацию

Спорить, доказывать достоверность эмоции – лишнее.

Идеальными не рождаются – многие гении имели невысокий эмоциональный уровень, успешные психологи не обладали ярко выраженными математическими способностями. Для определения текущего уровня существуют быстрые тесты, после прохождения которых стоит начать работу над эмоциями.

Человек стремится к самосовершенствованию от природы, каждый может достичь успеха. Возраст, профессия, обстоятельства — не помеха, если цель выражена.

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.

Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.

У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.

Ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.

Экономика образования

Что такое ненасильственное общение и как его использовать

Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.

Что изучить о ненасильственном общении:

Книги

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни»
  • Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других»
  • Сборник статей проекта «Ненасильственное общение в России»
  • Блог Академии ненасильственного общения

Курсы

  • Курс «Лаборатория работы с конфликтом»
  • Бесплатный курс для специалистов в области образования «Современные Подходы в области предотвращения насилия»

Виды интеллекта

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития

Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать

Виды интеллекта

Существует множество всевозможных классификаций интеллекта. Самая известная принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделял 8 видов интеллекта:

  • пространственный,
  • телесно-кинестетический,
  • музыкальный,
  • лингвистический,
  • логико-математический,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий вид интеллекта, который определяет, в чем человек может быть успешен. Исходя из этого, стандартные тесты на определение IQ являются несостоятельными, так как измеряют только уровень логико-математического интеллекта.

Еще одна классификация разделяет интеллект на 4 составляющие:

  1. Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление. Он применим везде, где действуют законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностное взаимодействие.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития

Если вы будете уделять внимание только чему-то одному, вам не достичь гармонии. Какие-то важные сферы жизни будут хромать

Изучение новой информации

Одна из уникальнейших способностей человеческого мозга заключается в возможности обучения в любом возрасте. Ежедневно каждый из нас получает новую информацию, которую он может использовать в своем опыте. Большое значение имеет не только результат обучения, но и сам процесс. Интеллектуальное развитие невозможно без постоянной работы над собой и пополнения багажа знаний.

Обучение предусматривает работу с информацией, ее обработку, анализ и обобщение. Даже если полученные знания не пригодятся в будущем, сам процесс заставляет концентрироваться, способствует развитию памяти, внимания, обогащает словарный запас. Полезным для развития интеллектуальных способностей считается изучение иностранных языков. Есть те, кто считает, что им это не под силу. На самом деле они ошибаются, терпение и постоянные тренировки смогут доказать это. Изучение нового языка – это отличный способ расширить кругозор, потренировать память.

Занятия точными науками позволяют развить большое количество интеллектуальных качеств. Сюда относят логическое и абстрактное мышление, умения обобщать, анализировать и синтезировать. Кроме того, такие науки, как математика, способствуют организации и структурирования мыслительных процессов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector