Как составлять ментальные карты
Содержание:
- Для учителей
- Для чего нужна Mind Map?
- В ЧЕМ СУТЬ МАЙНДМЭППИНГА?
- Для чего нужны ментальные карты?
- Где используют интеллект-карты
- Как составлять ментальные карты?
- ЦА — заполните все ветки.
- MindMeister
- Краткая история вопроса
- Типы ментальных карт (форматы визуализаций)
- Приложение
- КАК ДЕЛАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
- Как составить ментальную карту: пошаговые видео уроки по майндмэппингу для начинающих
- Минусы ментальных карт
- Для чего нужны интеллект-карты
- Ключевые принципы
- Чем хороши майнд-карты
- Где брать информацию?
- Зачем интеллектуальная карта маркетологу
- Mindmeister
Для учителей
Запись вебинара Татьяны Владимировны Кагукиной, учителя английского языка. Разбита на три части. В первой дается теоретическая информация, касающаяся критического мышления, пользы ассоциативно-схематического подхода для учеников и учителей, сферы применения. Во второй рассматривается технология построения (за основу берутся школьные предметы). Третья посвящена кластерам; в кластерах ключевые понятия помещаются в ячейки – Татьяна называет их виноградом. В процессе ведущая делится личным опытом, объясняет, сколько времени отводить детям для работы, почему в младших классах лучше использовать кластеры, а в старших Mind MAP.
Для чего нужна Mind Map?
Применяется Mind-карта в любой сфере, где необходимо структурировать информацию. Как правило, интеллектуальные карты намного упрощают восприятие, чем обычные списки.
- Вы можете удобно фиксировать информацию. Даже при больших объемах она будет представлена емко и доступно;
- Это удобный способ запомнить информацию, так как она расставлена в логической последовательности. Таким образом, она будет быстрее откладываться в голове. Если при этом вы будете использовать иллюстрации, то процесс запоминания увеличится несколько раз;
- Mind Map отлично подходит для анализа информации. Построение схемы выглядит так, что можно легко определить связь между разными деталями. Благодаря этому проще принимать решения. Кроме того, окинув всю информацию можно легко разобраться в изучаемой теме и понять ее.
Поэтому Mind Map применяется:
- В работе. Данный метод помогает планировать проекты, и обсуждать его детали с командой. В процесс мозгового штурма или непосредственно выполняя работу можно вносить коррективы и определять приоритетные задачи. Кроме того, их можно задействовать при проведении совещания и составления плана речи или презентации;
- В обучении. Вы можете записывать главные мысли во время лекции или семинара. Это быстрый способ составления конспекта и упорядочивания информации. Кроме того, у вас будет всегда пространство для добавления дополнительных мыслей;
- В повседневной жизни. Некоторое люди предпочитают планировать свои ежедневные задачи на неделю, месяц или год. Ментальные карты будут подходящим методом составления таких списков. Также его можно задействовать для планирования мероприятий, развлечения, покупок, и других дел, которые необходимо выполнить.
Данная техника очень простая в использовании, и освоить ее легко. Кроме того, этот метод экономит время, так как писать приходится не много. Хотя еще со школы многие привыкли использовать обычные линейные записи, все же такой метод конспектирования намного уступает ментальным картам, хотя и выглядит логичным и удобным. Мозг плохо воспринимает монотонные записи, но не разнообразные картинки с ключевыми мыслями. Кроме того, в таких записях сложно быстро найти интересующие данные, а глядя на карту памяти можно быстро увидеть то, что необходимо. Все элементы в ментальной карте стоят на своих местах.
Однако этот метод эффективен не всегда, и в некоторых случаях такой способ предоставления информации является неудобным и долгим, если нет опыта их применения. Например, для кого-то он может показаться сложным. Некоторые детали в ментальных картах могут обобщаться. Иногда имитируется видимость порядка, хотя на самом деле его там нет. Mind Map может создавать иллюзию понимания проблемы и упускать скрытые взаимосвязи. Так как логическое мышление отличается у разных людей, то используемые ассоциации могут казаться не логичными для кого-то другого. То, что считывает один человек, другой может не понять и пойти совсем в другую сторону.
В ЧЕМ СУТЬ МАЙНДМЭППИНГА?
Основоположник майндмэппинга – Тони Бьюзен, известный британский писатель, лектор и исследователь проблем мышления. Он подробно описал этот метод в своей книге The Mind Map Book by Tony Buzan. Использовать созданный им инструмент, основанный на составлении майнд-карт, понравится тем, кто хочет эффективнее анализировать и запоминать информацию, решать нестандартные задачи, планировать свой график и распределять задания в командной работе.
Mind map буквально переводится как карта мыслей. Я бы сформулировала это как креативный способ структурировать свои идеи, чтобы объяснить их другому – начальнику или коллеге с целью повышения продуктивности процесса. Создать ментальную карту можно по любой теме, в которой вы разбираетесь или хотите разобраться. Сложная тема раскладывается по полочкам – и вот вам уже гораздо проще ее понять, а значит, и запомнить.
Майнд-карта является визуализированной схемой потока наших мыслей. В процессе ее создания мозг задействует оба полушария – левое, которое отвечает за логическое представление, и правое – за наглядность. Благодаря этому майнд-карта является интуитивным инструментом, который структурирует поток мыслей. То есть выстраивает их в емкую блок-схему. Мы мыслим нелинейно и можем развить любую идею практически бесконечно во все стороны за счет ассоциаций.
Майндмэппинг – непосредственный процесс изображения информации в схеме – не сэкономит ваше время, но даст возможность использовать его с максимальной пользой, а именно гораздо глубже подумать над темой или задачей, плюс снять напряжение от боязни упустить что-то из виду – все грани вопроса будут перед вами как на ладони. Его главное достоинство, пожалуй, универсальность. Он подходит для обдумывания и принятия решения по самым разным вопросам (речь здесь о степени их сложности). Да, ему «по зубам» и такие крепкие орешки, как генерирование идей и создание презентаций, не только «банальные» планирование и организация задач.
Для меня интеллект-карты – это еще и поисковик по моим же заметкам, библиотека знаний и составленных списков.
Так чем же она является на самом деле? Наверное, проще продемонстрировать ее, т.е. составить майнд-карту о майнд-карте (рис. 2).
Для чего нужны ментальные карты?
Самая главная идея майнд-карт в том, что зрительное (визуальное) представление информации помогает упорядочить мысли.
Майнд-карта поможет быстро привести в порядок мысли, увидеть предстоящую задачу целиком и в деталях; процесс ее составления увлекает и немного похож на игру.
Составляя карты, легче подробно исследовать предмет, увидеть связи, запомнить большой объем информации, генерировать идеи. В процессе составления, в голову начинают приходить дополняющие идеи, важные подробности, контрольные точки достижения цели — и вот маленький набросок уже разрастается в настоящую большую карту достижения успеха.
Приятное вытекающее дополнение — улучшение работоспособности мозга, быстрое запоминание информации. Мозг начинает работать эффективнее.
Карты удобно использовать, когда необходимы:
Новые идеи для творчества
Заполняя карту шаг за шагом, мышление начинает подкидывать новые идеи, видеть связи между отдельными блоками, добавлять новые блоки и ветви. Иногда кажется, что процесс ее составления может быть бесконечным.
Помощь в обучении
Изучая новый вопрос, удачным решением будет составить майнд-карту предмета. Это приведет к подробному исследованию и хорошему запоминанию большого объема информации. То, что мы рисуем, пишем или печатаем — легче запоминается.
Более того, спустя некоторое время карта помогает легко вспомнить информацию, которую в ней фиксировали, буквально с одного взгляда.
Компактное представление больших объемов информации
Даже большая карта будет выглядеть аккуратно, и позволит сразу охватить взглядом главное. Всегда можно скрыть расшифровку некоторых ветвей, чтобы при просмотре двигаться от крупных пунктов к мелким.
Мозговой штурм
Очень удобно искать решение проблемы с друзьями или коллегами в ходе коллективной работы над интеллект-картой. Каждый участник мозгового штурма может внести свой вклад, а также легко увидеть уже сделанный объем работы.
Возможностей использовать интеллект-карты множество, и только вы решаете для чего их применить.
Где используют интеллект-карты
Майнд-карта пригодится, когда есть большой объем информации. С ее помощью можно упорядочить и сгруппировать данные и мысли, найти новые идеи, оценить объем работы.
Проектирование
Интеллект-карты прекрасно подходят для работы над проектами любого масштаба. Например, мы в SendPulse используем майндмэпы для проектирования автоматических цепочек писем.
Майнд-карта онбординга нового пользователя SendPulse
С картами особенно удобно прорисовывать любые сценарии — вы буквально раскладываете каждый шаг перед глазами, можете легко менять и объединять их, проходить по ним и не путаться в этапах.
Обучение
Большой объем информации сложно укладывается в голове. Например, вы решили пойти на курс по маркетингу, но никак не можете запомнить все направления маркетинга, их инструменты и цели. Используйте интеллектуальные карты, и все встанет на свои места. Конечно, если параллельно практиковаться
Планирование и организация
Интеллект-карта поможет спланировать все что угодно. Собираетесь в поход? Нарисуйте рюкзак и от него — ветки для разделов с вещами, которые понадобятся для разных целей и ситуаций. Одежда, обувь, лекарства, защита от солнца и дождя, развлечения и так далее. Как только вспомните что-то — записывайте в карту, можете даже иконки рисовать для наглядности.
Ментальные карты помогут организовать работу команды или отдельного сотрудника. С их помощью можно составить расписание, распределить зоны ответственности при работе над проектом, не упустить мелкие детали.
Генерация идей
Интеллект-карты помогут находить новые идеи. Допустим, вы разрабатываете контент-план на ближайший месяц. У вас есть примерные направления, но хочется придумать что-то необычное. Используйте карту!
Проще всего идти от общего к частному. Поместите в центр вашу главную тему. От нее отделите ветки направлений и в них — второстепенные темы. Например, «Маркетинг» — «Интернет-маркетинг» — «Таргетированная реклама» — «В соцсетях». Второстепенных тем может быть много, сколько вам придет в голову. Затем начинайте брейншторм — мысленно соединяйте разные подтемы, чтобы придумать из них материал. Не забывайте записывать результаты прямо на карте!
Как составлять ментальные карты?
В центр карты помещается основной образ, от которого в разные стороны отходят ветви. Каждая ветвь в свою очередь ветвится, образуя дочерние уровни, и так далее. Существует несколько правил для составления ментальных карт, которые вы можете использовать или не использовать. Я, к примеру, на некоторые правила не обращаю внимания.
1) Карта рисуется на одном листе, обычно формата А4 или А3, в альбомном формате (если вы рисуете на бумаге).
2) Ветви должны быть разных цветов
Если вам необходимо запомнить карту, то этому правилу важно следовать.. 3) На одной ветви размещается одно слово
Когда я составляю карты на бумаге, то строго следую этому правилу, иначе карта не уместится. На компьютере я добавляю на ветвь целые абзацы.
3) На одной ветви размещается одно слово. Когда я составляю карты на бумаге, то строго следую этому правилу, иначе карта не уместится. На компьютере я добавляю на ветвь целые абзацы.
4) Чем ближе к центральному образу мысль, тем толще ветвь, чем дальше – тем тоньше. Это правило также актуально, если карта составляется на бумаге, и есть время на ее оформление.
5) Используйте картинки. Я добавляю картинки, когда карту предстоит кому-нибудь показывать. Обычно карты составляются на скорую руку и также на скорую руку используются, в таких случаях не до подбора картинок. Но это неправильно, так как картинки – это не украшательство, а визуальные образы, которые мозг легче запоминает и вспоминает. Поэтому если карта используется часто, я стараюсь все же ее раскрасить и визуализировать.
6) Для связи между элементами из разных блоков используются стрелки, которые показывают взаимосвязи.
7) Наносите на карту все, что приходит в голову, даже если пока не видите связи. Когда связь появится, добавите линии.
8) Пересматривайте и постоянно улучшайте карты, которыми пользуетесь.
9) Совершенствуйте навыки визуального представления. Проще говоря, учитесь рисовать.
ЦА — заполните все ветки.
1.1. Персонажи
1.1.1. ОСНОВНОЙ ПЕРСОНАЖ №1. Совершает более 80% покупок. На него должна быть нацелена вся рекламная кампания
1.1.1.1. Особенности.
1.1.1.1.1
Нам важно войти в эмоциональную связь с человеком! Чтобы понять, что конкретно его зацепит. Заполните майнд-карту, и вам станет НАМНОГО понятнее, что конкретно говорить, писать и как продавать
1.1.1.1.2. Что это за человек?
1.1.1.1.3. Что его радует?
1.1.1.1.4. От чего не может уснуть?
1.1.1.1.5. О чем думает большую часть времени?
1.1.1.1.6. Как любит проводить свободное время?
1.1.1.1.7. Триггеры. Какая тема его неосознанно зацепит, хочет он того или нет?
1.1.1.1.8. 1-3 боли. Что болит? За что внутри обидно?
1.1.1.2. Потребности. Зачем ему вдруг приспичило покупать?
1.1.1.3
Критерии, то что ВАЖНО. 5 вещей, на которые он будет смотреть при выборе подрядчика
Или открыв 5 сайтов ваших конкурентов
1.1.1.4. Возражения и барьеры. Что мешает купить? 15-30 причин
1.1.1.5. Как он будет искать решение в интернете? Напишите топ-5 запросов из wordstat.yandex.ru
1.1.1.6. Любопытные «Добавки» из Wordstat
1.1.1.7. Проблемы с форумов. Выпишите конкретные цитаты: сомнения и проблемы, которыми делятся люди
1.1.2. Персонаж 2. Дополнительный. Тоже покупают, но реже
1.1.2.1. Особенности
1.1.2.1.1. 3 Боли
1.1.2.2. Потребности
1.1.2.3
Критерии, то что ВАЖНО. 1.1.2.4
15-30 барьеров, возражений и сомнений
1.1.2.4. 15-30 барьеров, возражений и сомнений
1.1.2.5. топ-5 запросов из wordstat.yandex.ru
1.1.2.6. Любопытные «Добавки» из Wordstat
1.1.3. Персонаж 3 (если есть)
1.1.3.1. Особенности
1.1.3.1.1. 3 Боли
1.1.3.2. Потребности
1.1.3.3
Критерии, то что ВАЖНО. 1.1.3.4
Возражения
1.1.3.4. Возражения
1.1.3.5. топ-5 запросов из wordstat.yandex.ru
1.1.3.6. Любопытные «Добавки» из Wordstat
1.1.3.7. 15-30 барьеров, возражений и сомнений
1.2. 30 ПОЛЕЗНОСТЕЙ —
1.2.1. Распишите каждый пункт. Что полезного или приятного вы вообще можете дать вашим клиентам?
1.2.1.1. От чашки кофе в офисе до дополнительной гарантии или обычных преимуществ пользования вашим продуктом.
1.2.1.2
Важно написать не менее 30, т.к. тогда появятся нетривиальные идеи
1.2.2. Заполнять здесь
1.2.2.1. 1
1.2.2.2. 2
1.2.2.3. 3
1.2.2.4. 4
1.2.2.5. 5
1.2.2.6. 6
1.2.2.7. 7
1.2.2.8. 8
1.2.2.9. 9
1.2.2.10. 10
1.2.2.11. 11
1.2.2.12. 12
1.2.2.13. 13
1.2.2.14. 14
1.2.2.15. 15
1.2.2.16. 16
1.2.2.17. 17
1.2.2.18. 18
1.2.2.19. 19
1.2.2.20. 20
1.2.2.21. 21
1.2.2.22. 22
1.2.2.23. 23
1.2.2.24. 24
1.2.2.25. 25
1.2.2.26. 26
1.2.2.27. 27
1.2.2.28. 28
1.2.2.29. 29
1.2.2.30. 30
MindMeister
MindMeister имеет несколько тарифов. Базовый – бесплатный, однако имеет ограничения по количеству созданных ментальных карт. Но даже этих возможностей может быть достаточно для небольших запросов. Стоимость платных тарифов составляет от 2,49 до 6,29 долларов в месяц. Дополнительными функциями при оплате являются возможность экспортировать в PDF, Word, PowerPoint, печать, неограниченное количество карт, и добавление членов команды с правами администрирования. Кроме того, самый дорогой тариф «Бизнес» предоставляет возможность получить пользовательский домен команды, поддержку по электронной почте и телефону, а также настройку темы для ваших карт.
Краткая история вопроса
Майнд-карта (она же ментальная карта, maind-map, интеллект-карта), в том виде, как мы ее знаем сегодня, родилась в 20 веке в Англии. Авторство принадлежит Тони Бьюзену, британскому психологу, из под пера которого вышло более 80 книг по развитию памяти и улучшению мышления. Он открыл миру интеллект-карты, и эти идеи были переведены более чем на 100 языков.
Наброски — предшественники современных майнд-карт, использовались человеком с давних времен.
В 20 веке разные специалисты исследовали вопросы работы мозга и памяти, например, было введено понятие семантических сетей (на вид очень похоже на майнд-карты) для описания процесса обучения, например, работы Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х годов 20 века.
Тони Бьюзен развил современные идеи, почерпнутые у ученых и даже у писателей-фантастов, и в итоге сделал интеллект-карты популярными во всем мире.
В основе теории Тони лежат два основных положения:
- мозг мыслит ассоциациями и пучками (радиально). Например, когда человек смотрит на страницу, он видит ее прежде всего целиком, а не движется последовательно слева направо и сверху вниз, как обычно полагают
- наилучшие результаты для усвоения информации можно достигнуть, если задействовать разные органы чувств (услышать, увидеть, потрогать, нарисовать, попробовать на вкус)
Чтобы составить интеллект-карту предлагается следовать нехитрым правилам:
- в центре располагаем главную идею
- от центрального блока ветвями располагаем подразделы
- пишем по возможности кратко
- добавляем стрелки, связи элементов
- используем картинки, иконки, смайлики, разные цвета, подчеркивание — все что захочется, чтобы результат смотрелся красиво
В теории составлять карты мышления можно ручкой на бумаге, но гораздо увлекательнее использовать современные возможности и технику. Существуют интересные программы, сервисы и приложения для составления карт.
Типы ментальных карт (форматы визуализаций)
Современные компьютерные программы и онлайн-сервисы позволяют использовать разные форматы визуализации, а некоторые ПО (в частности XMind) объединять разные типы ментальных карт на одном экране.
Схемы
В обычном виде ментальная карта представляет собой древовидную схему: в центре главная идея, а от неё идут ветви первого уровня, от них ветви второго уровня.
Структура
В программе XMind существуют форматы визуализации идей, созданные для бизнес-целей: три вида схем и таблица. Первым видом схемы является структура. С помощью такого формата отображают организационную структуру компании: указывают в виде блочной древовидной структуры (разветвляющейся вниз) места начальников и подчиненных.
Схема «Fishbone»
Второй вид схемы для бизнес-целей – Fishbone. Схемы Fishbone получили такое название, поскольку главная идея изображается как голова рыбы, а сопутствующие прорисовываются от головы к «хвосту». Таким образом изображают связи между идеями и событиями. Результат называют причинно-следственной диаграммой. Такой способ визуализации придумал профессор К. Исикава.
Таблица
Таблицы позволяют сравнивать отдельные элементы проектов. В программе XMind такой формат известен под названием «матрица».
Временные графики
Под этим названием подразумевается формат визуализации, который позволяет отобразить хронологический порядок изменений. На временных графиках обычно фиксируют изменение определенных показателей во времени.
Приложение
Алексей Аль-Ватер – специалист по контенту, консультант, видеоблогер. Использует программу XMind для планирования проектов, расписывания задач, структурирования контента, создания планов. В этом видеоролике автор предлагает разобраться, что собой представляет инструмент, как им пользоваться, где скачать. Изучив приведенные Алексеем принципы, легко освоить любое другое приложение – они все работают аналогично. В конце даются советы по сохранению документа в разных форматах.
Майндмэппинг применяется в разных направлениях, от списка покупок до рабочего плана на год. Максимальная эффективность достигается перенесением на картинку личных ассоциаций, впечатлений, чувств. Поэтому так хорошо работают рисунки от руки, яркие наклейки, разноцветные фломастеры. Главное, чтобы «история» была красочной и связной. Взрослым это помогает удержать в голове сложные проекты, детям и студентам запоминать учебный материал, всем без исключения – структурировать информацию, приводя ее от запутанности к четкости и последовательности изложения.
4 марта 2020
КАК ДЕЛАТЬ МАЙНД-КАРТЫ?
Процесс создания карты мыслей творческий, можно даже сказать, что в некотором смысле это искусство. Нет никаких строгих правил и формальностей. Но чтобы освоить майндмэппинг и использовать его во благо, нужно знать основные принципы и техники построения. К ним и обратимся.
Принцип построения
Метод построения интеллект-карт напоминает мне основной принцип работы художников: от общего к частному.
У майнд-карты древовидная структура. Есть центр и ответвления. Иерархия выстроена от главного, самого крупного уровня до второстепенного. Есть центральный образ, который может выглядеть как название темы, звучать как вопрос или быть графическим образом (рисунком, пиктограммой, фотографией), иллюстрирующим предмет изучения. Ему-то, а точнее, его раскрытию, и будет посвящена вся карта. Рассмотрим на примере (рис. 3).
От центрального понятия отходят толстые ветви первого уровня. Тони Бьюзен называет их основными идеями (basic ordering ideas, BOI). Это фундаментальные темы, названия глав в книге ваших мыслей (рис. 4).
Далее идет второй уровень понятий, которые уточняют и развивают глобальную идею первого уровня. Третий, четвертый и т.д. Можно добавлять сколько угодно уровней (рис. 5).
Попробуйте нарисовать хотя бы одну карту. Уверена, что очень быстро вы осознаете, насколько это естественно и увлекательно. Да, интеллектуальные карты действительно бесконечный мыслительный процесс.
Расположение
Можно рисовать майнд-карту, размещая центральный образ слева, справа, сверху, по центру. Лист бумаги при этом удобнее располагать горизонтально. Так у вас будет больше свободного места для нескольких уровней идей. Не мельчите, чтобы между понятиями был «воздух», иначе будет трудно понять, что к чему относится. Смысл карты все же в упрощении понимания сложного, а не наоборот! Рисуйте так, чтобы в ней мог разобраться и неподготовленный человек. Это особенно актуально, если вы используете интеллект-карту для введения новичков в курс дел команды.
Слова могут располагаться как внутри толстых ветвей каждого уровня, так и над ними. Кроме того, можно добавить соединяющие стрелки между понятиями разных уровней, чтобы показать, как они «контактируют» друг с другом. Вам будет проще запомнить то, что имеет логическую связь.
Можно выработать свою систему
Например, сверху располагать то, что более важно, и т.д
Оформление
Майнд-карта – довольно емкий инструмент, поэтому каждую идею нужно выражать кратко. Желательно использовать одно ключевое слово, избегая фраз или предложений, чтобы была свобода для дальнейшего развития, простор для мысли. А еще лучше выразить идею рисунком или символом. Яркие образы будут рождать ассоциации.
Пофантазируйте над оформлением, чтобы карта хорошо читалась. Используйте разные цвета, формы ячеек и их размеры для упрощения восприятия. Каждое ответвление от центрального образа выделите определенным цветом. Только не переусердствуйте! Больше восьми цветов будет сложно воспринимать. Линии между разными уровнями могут быть объемными, закрашенными или полыми, а слова – обведены в круги. Используйте фигуры разных размеров для иерархии, различные шрифты и начертания. Повторюсь: мы составляем карту не с целью что-то сокрыть, утаить, а потом мучительно расшифровывать. На ум приходит: «Станьте проще – и люди к вам потянутся». В нашем случае вы сами досконально разберетесь в вопросе, нарисовав подробную карту, а затем в зависимости от задачи − донесете каждый аспект до команды, назначите ответственных или постепенно выполните все самостоятельно. Поэтому простота и еще раз простота.
Логические модели в майнд-картах
- Блок + список. Позволяет визуализировать большое количество задач. Подходит для бизнес-планов организаций, плана устного выступления перед аудиторией (рис. 6)
2. Иерархия. В центре – ваша цель. Ответвления первого уровня – это направления деятельности, а второго уровня – конкретные задачи для достижения цели. Так может быть представлен экшен-план по проекту или график на неделю (рис. 7).
3. Взаимосвязанная. Если нужно подчеркнуть связь между элементами, используйте линии, стрелочки, одинаковые цвета, математические знаки (рис. 8).
Как составить ментальную карту: пошаговые видео уроки по майндмэппингу для начинающих
Термин Mind MAP (ментальная/интеллектуальная карта, ИК, МК) введен в обиход Тони Бьюзеном, британским психологом, разработчиком методик запоминания. Майндмэппинг получил мировую известность за счет эффективности, универсальности и креативного подхода к воплощению. Проводить время за рисованием необычно, практично, интересно и доступно в любом возрасте. Делать это можно на бумаге или в цифровом виде.
Как самостоятельно научиться составлять ментальную карту с нуля? ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН предлагают подборку бесплатных обучающих видео уроков о технологии и правилах составления диаграммы связей.
Минусы ментальных карт
Ментальные карты чаще всего – инструмент индивидуального творчества и обработки информации. То, что вы создадите, чаще всего будет полезно и понятно только вам. Можно сделать карту крайне познавательной и легко читаемой, но чужая карта будет всегда чужой картой. Вы сможете объяснить что-то с помощью карты, но чтобы человек лучше запомнил то, что вы объяснили, ему нужно составить свою карту.
Размер ментальных карт – понятие субъективное. Я создавал большие ментальные карты, потом дробил их на части, потом снова объединял, чтобы увидеть общую картину и связи между частями. Как лучше, можете решить только вы. И это будет временное решение, потому что через месяц или год вы его можете поменять. И в этом нет ничего плохого. Наш мозг тоже меняется со временем.
Бумага или компьютер?
Бумагу стоит использовать, когда нужно что-то быстро законспектировать или объяснить. В остальных случаях, конечно же, лучше использовать специальные программы. Сейчас достаточно много программ для создания ментальных карт.
— Платные: imindmap, mindjet.
— Бесплатные: coogle, xmind.
Некоторые программы доступны онлайн, некоторые требуют установки на компьютер или планшет. Самая удобная и красивая программа конечно же – imindmap, созданная при участии самого Тони Бьюзена. Но программа mindjet, которой я пользуюсь уже пять лет, уступает ей не много.
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта
(Фото: MindMeister)
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Способы снять или уменьшить стресс
(Фото: AYOA)
Ключевые принципы
2.1. Вы имеете дело с живыми людьми
2.1.1. Продавайте живым людям, а не набору соцдем характеристик
2.1.2. Поэтому нужно правильно НАЗВАТЬ каждого персонажа
2.1.2.1. Хорошо
2.1.2.1.1. Анатолий, сантехник советской закалки
2.1.2.2. Плохо
2.1.2.2.1. Мужчина 25-56, женат, проживает в СНГ
2.3. 1 Персонаж = 1 Landing Page
2.3.1. Не вздумайте делать лендинги сразу на всех, гарантированно работать не будет
2.3.2. Landing Page по-настоящему эффективен тогда, когда это продажа 1 конкретному человеку с конкретными проблемами
2.3.3. Почему имеет смысл рассматривать персонажей 2 и 3
2.3.3.1. Нужно иметь в виду все ваши Аудитории, чтобы продавать всем
2.3.3.2. Для персонажей 2 и 3 почти всегда можно сделать некий дополнительный тариф или посвятить отдельный блок (экран) на Landng Page.
2.3.3.2.1. Например, если дополнительный персонаж — молодожены, въездающие в новую квартиру: «Вы переезжаете в новую квартиру? Скачайте подборку от наших дизайнеров: 100 лучших кухонь 2017 года для новостроек»
2.3.3.3. Персонажам 2 и 3 можно продавать с помощью мультилендинга
2.3.3.3.1. Это когда контент на Landing Page подстраивается в зависимости от того, кто на него зашёл.
2.3.3.4. Реже требуется делать отдельные LP для отдельных персонажей.
2.3.3.4.1. Например, когда речь идет об опте и о рознице — строго нужны 2 отдельных LP
2.4. Эта интеллект-карта — не WOW-контент. Это тот инструмент, который даёт максимум пользы на ПРАКТИКЕ.
Чем хороши майнд-карты
С помощью интеллект-карты вы описываете ситуацию целиком, добираясь до самых мелких деталей. Это открывает несколько новых измерений для работы.
Описывают ситуацию на всех уровнях
На mind map вы видите, как распределена информация, сразу оцениваете объем работы, можете сравнить размеры разных участков. Например, набросали себе план на неделю и сразу увидели, что вторник забит до неприличия, а в четверг есть два свободных часа. Или организовываете ивент и видите, что не учли что-то — не подтвердили аренду или стульев не хватает.
Помогают расставить приоритеты
Когда все перед глазами, легче вычленить самое важное. С тем же распорядком дня — все не успеваете, но сможете выбрать самые нужные дела, которые нельзя пропустить и перенести
Показывают пройденные этапы
Вы можете прямо на интеллект-карте отмечать, что уже сделали, выучили, собрали. Если делали свою mind map онлайн, просто поменяйте цвет пройденных блоков на серый. Это замотивирует вас двигаться дальше — ведь серых блоков будет становиться все меньше, а цель будет все ближе.
Объединяют разнородные элементы
Допустим, вы делаете майнд-карту по организации работы компании, и на одном поле у вас и график отпусков, и количество апельсинов, которые надо заказать для утренних фрешей. И вдруг становится понятно, что в июле апельсинов нужно в два раза меньше, потому что половина офиса будет в отпуске.
Включают ассоциативное мышление
Мозг начинает связывать вещи, которые видит на карте, как в примере с отпусками и апельсинами. Это может привести вас к новым и нестандартным решениям.
Помогают запомнить информацию
Мозг лучше запоминает то, что прошло через руки. Как шпаргалки в школе — пока выписывали крохотными буквами второй закон термодинамики, он как-то сам вбился в голову и продержался до экзамена. С майнд-картами так же, особенно если рисовать от руки — детали проекта будут у вас в голове. А если что-то забудете, то карта все равно под рукой.
Где брать информацию?
3.4. wordtat.yandex.ru
3.4.1. 1. Вбейте общий запрос по вашей теме. Например «Окна в Мокве»
3.4.2. 2. Выписывайте слова, которые дают понять, что ИМЕННО хотят увидеть на сайте ваши клиенты
3.4.2.1. Например
3.4.2.2. цены
3.4.2.2.1. Весь LP должен быть о том, что ваши окна — действительно очень выгодное предложение
3.4.2.3. от производителя
3.4.2.4. отзывы
3.4.2.4.1. Надо разместить отзывы
3.4.2.5. ремонт
3.4.2.5.1. возможно стоит сделать отдельный Landing Page по ремонтам окон
3.4.2.5.2. Возможно добавить на Landing Page раздел с обслуживанием окон после установки
3.4.3. 3
Это даст понять, что на самом деле ВАЖНО вашим клиентам
Зачем интеллектуальная карта маркетологу
Давайте разбираться, какие специфические задачи может решать маркетолог с помощью mind maps.
Построение структуры сайта
При создании сайта первая задача — продумать его иерархическую структуру. Это поможет для:
- Построения удобного пользовательского пути, чтобы люди быстро находили то, за чем пришли.
- Работы с семантикой — когда структура перед глазами, вам будет проще разделить собранную массу ключевых слов на кластеры и разместить их на нужных страницах.
- Работы с url — разработать человекопонятные ссылки для каждой страницы и проследить, чтобы они не были слишком длинными.
Проектирование пользовательских сценариев
Майнд-карта незаменима, когда нужно спроектировать любое взаимодействие с пользователем. Например, вы создаете рекламную кампанию нового продукта, и в ней много касаний: контекстная реклама, переход на сайт, догрев таргетированной рекламой в соцсетях, переход на сайт или в аккаунт, еще раз таргетированная реклама. Вы можете спланировать весь этот путь на интеллект-карте: какие есть этапы, какие объявления они включают, с какими пользовательскими проблемами и страхами работает каждый этап.
Создание и дистрибуция контента
Интеллект-карта помогает на всех этапах работы с контентом: от генерации идей до дистрибуции. Она может выполнять даже роль инструкции для авторов: добавьте к блокам заметки и ссылки на редполитику, контакты экспертов и редакторов, стандарты по оформлению разных форматов материалов.
Продуктивность и работа над проектами
Распланируйте свой день или проект с помощью mind map. Вы сможете отслеживать прогресс, объединять и переносить задачи, добавлять к ним разные статусы, назначать ответственных и вычеркивать сделанное.
Mindmeister
Существует много приложений, но не всегда хочется устанавливать их на компьютер. В этом случае поможет онлайн-сервис Mindmeister. Здесь предусмотрены платные и бесплатная версия, ограничивающаяся количеством допустимых к составлению карт. Этого достаточно для людей, редко пользующихся подобным методом. При необходимости, есть способы обойти ограничения. Возможности бесплатной версии: выбор шаблона, добавление значков и связующих стрелок, изменение их траектории и цвета, поиск картинки в Google, выбор шрифта, фона ячейки, сворачивание/разворачивание ветвей, поиск нужного подраздела, использование горячих клавиш, введение заметок, задач, ссылок, якорей, электронной почты. Ведущий покажет, каким образом работать с доступными инструментами.