Когнитивные способности

Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?

В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.

Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.

Играйте в настольные игры

Игры, в которых используются стратегии, отлично подходят для мозга. Особенно те, которые включают в себя решение головоломок или какое-либо новое обучение, например, «Эрудит», «Колесо фортуны», «Монополия», «Кто хочет стать миллионером», доступные и в цифровой форме.

Шахматы и шашки — отличные игры, каждый раз требующие различного набора стратегий. Эти игры помогают мозгу перестраивать себя и узнавать что-то новое.

Карточные игры также могут помочь сохранить когнитивные функции, потому что игрок продолжает совершенствовать наиболее эффективные стратегии в соответствии со стилем игры противника. Вы также можете играть в карточные игры с компьютером.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:

Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.

Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?

  • Правда.
  • Скорее правда.
  • Нужно больше информации.
  • Скорее ложь.
  • Ложь.

Правильный ответ смотрите в конце материала.

Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.

Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.

Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.

Социальная экономика

Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok

Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

К какому специалисту стоит обратиться?

Причин, вызывающих когнитивные нарушения, много. Среди основных стоит выделить, конечно, сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Однако и многие другие неврологические состояния сопровождаются снижением когнитивных функций: болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона, прионные заболевания, редкие формы деменций — деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Эти состояния пограничные, в основном ими занимается невролог, однако в случае появления депрессии, неадекватности поведения, психопродуктивной симптоматики может потребоваться помощь психиатра.

Бывает и обратная ситуация.

Так, депрессия очень часто имитирует когнитивные расстройства, ведь при депрессии существенно снижается работоспособность, способность усваивать новую информацию, пропадает желание общаться с людьми и следить за собой. В ситуации «псевдодеменции» лечение депрессии приводит к восстановлению когнитивных способностей.

Как развиваются когнитивные функции ребёнка

Влияние цвета на психику человека

Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:

Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша

Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание

Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.

Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.


Стадии когнитивного развития ребенка

Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:

  • словесно-логическое мышление;
  • вербальная и образная память;
  • письменная речь.

Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.

Расшифровка термина

Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Почему важно проверять информацию

По прогнозу Всемирного экономического форума, критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

Елена Плехова:

«Проверять информацию важно, чтобы не находиться в заблуждении и не распространять его дальше. Заблуждения могут наносить реальный вред: сеять панику, подрывать доверие, провоцировать беспорядки

Конечно, никто не сможет заставить человека, который осознанно принимает заблуждение, проверять информацию. Это личный выбор каждого. Важно при этом понимать, что ты можешь стать источником фейков и манипуляций. Жить в заблуждении — одна ответственность, а становиться их источником — совсем другая».

При этом критическое мышление не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.

Правильный ответ на задачку: в тексте нет информации об эффективности бельгийского подхода, поэтому мы не можем сказать наверняка. Нам нужно больше информации, чтобы сделать вывод.

Стать умнее: когнотропные препараты

Что есть Наше мышление — это цепь химических реакций. Значит, на интеллект и эмоции можно влиять с помощью химических веществ. Веками это делалось с помощью алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Но сейчас наука готова предложить набор относительно эффективных и вроде бы безопасных препаратов. «Положительно влияет на процессы, лежащие в основе восприятия, анализа информации, обучения и памяти…» — так описывают препарат семакс его создатели из МГУ и Института молекулярной генетики РАН. Разработка началась еще в 70-х годах по заказу Мин­обороны. Сейчас капли семакс можно найти в любой аптеке.

Препарат не «изменяет сознание», он только улучшает когнитивные функции, приводит их в норму. Для того чтобы закапывать себе в нос это вещество, не обязательно страдать какой-то болезнью — «здоровые люди могут принимать семакс для стимуляции памяти и работоспособности».

Вслед за семаксом на полках аптек появился селанк, который помогает бороться со стрессом, снимает страх и тревогу.

— Мы продолжаем работать над новыми препаратами, воздействующими на центральную нервную систему, на когнитивные функции. У них будет другая структура, — поделился с «РР» академик РАН Николай Мясоедов, руководивший этими работами. — Но пока раз­работки находятся в начальной стадии, и что именно получится, мы сказать не можем.

Есть и более экстравагантные идеи. К примеру, профессор Константин Анохин из Института нормальной физиологии РАМН обещает выпустить вещество, способное стирать неприятные воспоминания. И это не утопия, препарат уже испытывают на животных.

Что будет Поначалу люди, использующие интеллектуальные допинги, получат преимущество над более консервативными противниками всяческих ГМО и прочих новаций. А потом общество привыкнет к этой «косметике для ума». Таблетки, влияющие на мышление, станут принимать все желающие — учителя, офисные работники, милиционеры. Это будет так же нормально, как сейчас пить витамины.

Когниции

Когниция (от лат. cognitio) – это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», — утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии». Этот термин охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума.

Когниция — общее понятие, охватывающее все формы знания, включая воспринимаемые образы, логические доказательства и оценочные суждения; процесс познания человеком мира и себя самого, с помощью которого происходит обработка информации

Он включает в себя уровень ощущений, уровень восприятия, внимание, память, уровень представлений и уровень мыслей. Он основан на убеждениях клиента, его установках, ожиданиях, идеях, представлениях, мнениях и образе мыслей

В когнитивной психотерапии выделяют следующие когнитивные структуры и процессы – убеждения, установки, правила, ожидания, отношения, предположения, автоматические мысли, схемы, системы действия и контроля. Содержание когнитивной сферы постоянно видоизменяется. Когнитивные изменения происходят на трёх уровнях:

  1. в произвольном мышлении (мысли можно вызвать по желанию, и они временны);
  2. в автоматическом мышлении (мысли возникают непроизвольно, они временны);
  3. в предположениях (убеждениях).

Эти уровни различаются друг от друга стабильностью и доступностью для анализа.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Тест на когнитивные способности от Викиум

Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.

Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.

Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.

Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.

Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.

Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.

Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.

Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.

Как определить ослабленные когнитивные функции?

Для успешного обучения ребёнку важны такие основные когнитивные способности, как память, внимание, обработка и упорядочивание информации. Память является необходимым навыком для успешного обучения

Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг)

Память является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг).

Другой значимой когнитивной функцией является внимание. На уроке детям нужно слушать, воспринимать и понимать информацию

Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, им может мешать фоновый шум за окном и т.д. — такой ребёнок может просто не понять получаемую информацию и быстро потерять интерес к занятиям. ​

Ещё один важнейший когнитивный навык — обработка информации. Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с языком, чтением, письмом и математикой. Большую часть информации мы получаем с помощью слуха или зрения, поэтому дети с ослабленным зрением испытывают трудности с восприятием визуальной информации (например, им трудно распознать, что написано на доске). Дети с проблемами слухового восприятия часто неточно различают звуки в словах. Им труднее отвечать на вопросы преподавателя и следовать инструкциям.

Как определить ослабленные когнитивные навыки? Фото Antoine Dautry, Unsplah.com

Кроме того, для успешного обучения необходим такой навык, как упорядочение полученной им информации. Дети с ослабленным навыком упорядочивания информации могут испытывать значительные трудности при правильном написании слов и предложений, составлении или пересказе рассказов и т.п.

Как мы уже упомянули выше, внимание, память, обработка и упорядочивание информации — это основные когнитивные навыки, необходимые для обучения. При нарушении одного из них ребёнок будет испытывать трудности в учёбе и нуждается в коррекции когнитивных способностей

Причины когнитивных нарушений

Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:

  • болезнь Альцгеймера;
  • сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
  • болезнь Паркинсона;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
  • переутомление, негативные эмоции и депрессия;
  • дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).

Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.

Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.

К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:

  • изучение иностранных языков;
  • освоение новых маршрутов и территорий;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • развитие позитивного мышления;
  • занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.

Ятрогенные нарушения

Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.


Что такое ятрогения

Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • диуретики;
  • антидепрессанты;
  • средства с бромом;
  • опиаты;
  • косметические средства с висмутом;
  • противогрибковые антибиотики;
  • препараты против опухолей;
  • седативные средства.

Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.

Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.

Определение

К когнитивным способностям относятся:

восприятие,
внимание,
память,
мышление,
речь,
воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Заключение

Друзья, каждый из тестов не дает 100% информации о человеке. Поэтому лучше проходить несколько опросников на определение уровня развития разных познавательных процессов.

На нашем блоге вы найдете подборки:

  • 15 лучших тестов на эмоциональный интеллект для детей и взрослых
  • 15 лучших тестов на IQ бесплатно для детей и взрослых
  • Топ-17 лучших тестов на эрудицию и знания онлайн бесплатно

Изучайте свои способности, развивайте их и пусть у вас все в жизни получится!

Подписывайтесь на обновления блога и добавляйте статью в закладки, чтобы всегда быстро вернуться к ней.

А я прощаюсь с вами до следующей статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector