Примеры метафоры в стихах
Содержание:
- Типы метафоры
- Определение
- Словообразовательные метафоры
- Разновидности метафор в примерах
- Какие бывают виды метафор?
- Сфера применения
- Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
- Примеры оригинальных метафор
- Примеры и наблюдения
- Структура и принципы метафоры
- Как научиться чувствовать метафоры
- Честная кухня
- Multiplant
- Tesoro
- Valea
- Border
- KT Cars
- Сравнение
- Примеры метафор в литературе
Типы метафоры
Номинативная метафора
Это средство создания новых терминов, предназначена для образования имён предметов, ещё не имеющих собственного наименования.
Например:
- спутник Земли;
- застёжка-молния;
- ножка стола;
- носик чайника;
- нос корабля (сходство предметов по форме и расположению;
- ручка чашки;
- глазок двери;
- подошва горы;
- спинка стула;
- роза ветров;
- глазное яблоко;
- белок глаза
- лисички (сорт грибов)
- зонтик (тип соцветия) и др.
“Метафорная свежесть” таких наименований существует лишь в момент номинации. Постепенно внутренняя форма метафоры “угасает”, связь с соответствующим объектом утрачивается.
Когнитивная метафора
Метафоризация значения признаковых (предикатных) слов порождает этот вид метафоры, который имеет познавательную ценность, так как с её помощью человек может постичь абстрактное понятие, исходя из конкретного. Например: встать стеной, тупая боль, острый ум, колючий ответ и т. п.
Согласно концепции Н. Д. Арутюновой из средства создания образа когнитивная метафора превращается в способ формирования недостающих языку значений.
Образная метафора
Метафоризация может сопровождаться синтаксическим сдвигом: существительное переходит из именной позиции в предикатную.
Например: Собакевич был настоящий медведь; он такой заяц, всего боится и т. п. Метафора этого типа имеет целью индивидуализацию или оценку объекта. Образная метафора способствует расширению синонимических средств языка, ведёт к появлению новых синонимических связей (пугливый и заяц).
Концептуальная метафора
Этот тип уже понимается как способ думать об одной области опыта через призму другой, например, выражение “любовные отношения зашли в тупик” можно интерпретировать как реализацию концептуальной метафоры “любовь – это путешествие”.
Образы, в которых осмысливается мир, как правило, стабильны и универсальны внутри одной культуры. Несмотря на то, что образ от многократного использования метафоры стирается, связанный с ним положительный или отрицательный оттенок сохраняется.
Концептуальная метафора призвана выполнять в языке функцию формирования новых понятий-концептов на основе уже сформированных. Примеры: предвыборная машина, президентская гонка, поле деятельности.
Определение
мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:
- озеро как зеркало — зеркало озера;
- руки как золото — золотые руки;
- волосы как серебро — серебряные волосы.
Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.
Но в отличие от сравнения метафора выражает устоявшиеся сходства предметов.
Например, в основе метафорической связи значений существительного «нос» лежит сходство предметов по форме и расположению в пространстве:
- часть лица человека, морды животного;
- клюв птицы;
- выступающая часть чайника, кувшина;
- передняя часть ступни, обуви и чулка;
- передняя часть морского судна, самолёта и т.д.
На основе внешнего сходства получили одинаковые наименования швейная и хирургическая игла, лист хвойного дерева (игла сосны, ели, кедра) и игла некоторых животных (ежа, дикобраза).
Метафоричными являются связи животное — человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.
Общность признака делают возможным вот такие переносы признака лица на предмет:
- безмолвная женщина — безмолвная улица;
- деликатный человек — деликатный вопрос;
- бойкий мальчик — бойкий спор;
- мудрый старик — мудрое решение;
- любопытная соседка — любопытный вопрос.
Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:
- подобие формы:дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;
- цветовая близость:янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;
- общность функции:дворники расчистили снег — автомобильные дворники; горит свеча — горит лампочка; сторож (охранник) — сторож (кухонное приспособление, не дающее подгореть молоку);
- похожесть в расположении:подошва обуви — подошва горы.
Примеры метафоры в стихах:
«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.
Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?
Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).
В кино
Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:
- Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
- Человек дождя – герой не от мира сего.
В рекламе
Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.
Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:
- «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
- «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
- «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
- «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
- «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
- «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
Смотрите «Словарь словообразовательных метафор русского языка». Составитель С.Б. Козинец
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Разновидности метафор в примерах
Все метафоры принято делить на несколько видов:
-
Резкая
. Это самый распространенный и самый яркий вид. Как правило, это все лишь два слова, которые абсолютно противоположны друг друга. Например, «крылья огня», «цветок луны», «взрыв эмоций». -
Стертая
. Это метафора, которая настолько прочно уже вошла в наш лексикон, что мы употребляем ее не задумываясь. Например, «лес рук», «жизнь как мед», «золотые руки», о которых мы упоминали в самом начале статьи. -
Метафора-формула
. Это еще более простой вид стертой метафоры. Это некие конструкции, которые мы уже даже не сможет разделить на составляющие и перефразировать. Например, «ножка стула», «носок ботинка», «чаша бытия». -
Преувеличение
. Метафора, с помощью которой мы намеренно увеличиваем масштаб происходящего. Например, «я тебе уже сто раз говорил», «миллионы человек не могут ошибаться», «весь класс упал со смеху».
Все перечисленные виды относятся к простым метафорам. То есть они небольшие по конструкции и, как правило, в переносном смысле употребляется только одно слово. Но есть так называемые развернутые метафоры
. Это целые куски текста. И чаще всего их можно встретить опять же в поэзии.
Обратимся за помощью к уже упомянутому Есенину:
Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям
качества различных животных:
- Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
- А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
- Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.
Очень много метафор в знакомых всем поговорках
:
- «в тихом омуте черти водятся»
- «в каждой бочке затычка»
- «моя хата с краю»
Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».
Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык
.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
Вам может быть интересно
Что такое аллегория на примерах из литературы
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Литота — это преуменьшение и смягчение для создания образа
Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)
Ирония — это скрытая усмешка
Сарказм — это язвительная ирония доступная не всем
Какие бывают виды метафор?
Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.
Номинативная метафора
Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).
Когнитивная метафора
Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).
Образная метафора
Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).
Концептуальная метафора
Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».
Виды метафоры
Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.
Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:
- Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
- Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
- Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
- Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.
Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.
Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.
Что такое развернутая метафора в русском языке: определение, суть, анализ
Если обычная метафора подразумевает (зачастую) одну ассоциацию между живыми и неживыми предметами по сходству, то в случае с развернутой метафорой в русском языке, их может быть несколько. Что это такое? Вот определение и суть:
- Это обширная форма тропа, в которой идет более сильное, мощное сравнение явлений и предметов.
- По сравнению с обычной метафорой, имеет большую «загруженность» по отношению к предложению.
Причина употребления:
- Усиление эмоциональности речи и более детальное описание ситуации.
- Можно сказать, что развернутая метафора – это подробная ассоциация, а обычная метафора – ассоциация «в общих чертах».
В случае с развернутой метафорой, одна ассоциация влечет за собой новые, которые подходят к ней по смыслу. Порой это рождает достаточно сложные конструкции:
- «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (Горький).
- «Потом звонок бьет где-то далеко-далеко, усыпительно, хлопают двери вагонов, и доносится жалобный гул паровоза, напоминающий о бесконечной дали и ночи. Что-то начинает вздрагивать и подталкивать под бок. Металлически-лучистый блеск фонарей проходит по стеклам и гаснет. Пружины дивана покачиваются все ровнее и ровнее, и наконец непрерывно возрастающий бег поезда снова погружается в дремоту» — И.А.Бунин.
- «И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, — все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости» — Н. В. Гоголь «Невский проспект».
Если бы авторы не использовали в своем тексте развернутые метафоры, то рассказы получались бы скучными и неинтересными. В разговорной речи также нужно использовать средства выразительности, и тогда вас будут считать душой компании — интересным человеком с яркой речью.
Сфера применения
Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.
Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.
Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:
- В каждой бочке затычка.
- Моя хата с краю.
- В тихом омуте черти водятся.
Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.
В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!
Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя
В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа
К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.
- Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета
- Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.
- Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.
- По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например:
- Основное отличие в том, что эпитет нельзя перевести в сравнительный оборот, что можно сказать за метафору. Как мы увидим в следующем примере, в метафоре “кельи восковой” — подразумевается улей, из которого вылетают пчелы, т.е. «улей из воска», налицо возможность применить сравнительный оборот.
- Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.
Примеры оригинальных метафор
Наконец, вот краткий список примеров оригинальных метафор, чтобы дать вам представление о том, как вы могли бы придумать свои собственные метафоры.
Она так сильно рыдала, что ее слезы вскоре превратились в фонтан.
Лес был пышным изумрудным океаном, ждущим, чтобы его исследовали.
Его глаза сияли яркими бриллиантами, выводя меня из тьмы.
Собеседование было последней битвой, и она была готова к победе.
Он не мог представить себе мир без нее: она была его страстью, его надеждой.
Я начал тонуть в море воспоминаний.
Надежда — это последний затяжной огонек свечи.
Когда она бежит, она превращается в гепарда, преследующего свою добычу.
Примеры и наблюдения
«Изучение визуальных метафор, используемых в риторических целях, обычно концентрируется на рекламе. Знакомым примером является техника сопоставления изображения спортивного автомобиля … с изображением пантеры, предполагающего, что продукт обладает сопоставимыми качествами скорости, мощности, и выносливость. Разновидностью этой общей техники является объединение элементов автомобиля и дикого животного, создавая составной образ … “В рекламе канадских мехов изображена женская модель, одетая в шубу, которая состоит из Кстати, это немного наводит на размышления о диких животных.
Чтобы не вызывать сомнений относительно предполагаемого значения визуальной метафоры (или просто для усиления сообщения), рекламодатель наложил фразу «сойти с ума» над своим изображением ».
(Стюарт Каплан, «Визуальные метафоры в печатной рекламе модной продукции», в Справочник по визуальной коммуникации под ред. К. Л. Смит. Routledge, 2005)
Основа для анализа
“В Живописная метафора в рекламе (1996). , ., Charles Forceville излагает теоретическую основу для анализа изобразительной метафоры. Изобразительная, или визуальная, метафора возникает, когда один визуальный элемент (тенор / цель) сравнивается с другим визуальным элементом (средством / источником), который принадлежит другая категория или рамки значения. Чтобы проиллюстрировать это, Forceville (1996, с. 127-35) приводит пример рекламы на британском билборде, рекламирующей использование лондонского метро. На снимке изображен парковочный счетчик (тенор / цель) в виде головы мертвого существа, тело которого имеет форму бескровного позвоночного столба человека (транспортное средство / источник). В этом примере транспортное средство визуально передает или отображает значение «умирать» или «мертвый» (из-за недостатка пищи) на парковочном счетчике, в результате чего метафора «СТОЯНОЧНЫЙ СЧЕТЧИК» является ОСОБЕННОСТЬЮ УМИРАЮЩЕЙ 131). Учитывая, что реклама хочет продвигать общественный транспорт, наличие большого количества парковочных счетчиков на улицах Лондона может быть только положительным моментом для пользователей метро и самой системы метро ».
(Нина Норгаард, Беатрикс Буссе и Росио Монторо, Ключевые термины в стилистике , Континуум, 2010)
Визуальная метафора в рекламе водки Absolut
«Подкатегория визуальной метафоры, включающей в себя некоторое нарушение физической реальности, является очень распространенным соглашением в рекламе … На рекламе Absolut Vodka с надписью« ABSOLUT ATTRACTION »изображен стакан мартини рядом с бутылкой Absolut; стакан гнутся; в направлении бутылки, как будто ее притягивает какая-то невидимая сила … “
(Пол Мессарис, Визуальное убеждение: роль изображений в рекламе , Мудрец, 1997)
Изображение и текст: интерпретация визуальных метафор
«Мы заметили уменьшение количества якорных копий, используемых в визуальной метафоре рекламы … Мы предполагаем, что со временем рекламодатели почувствовали, что потребители становятся более компетентными в понимании и интерпретации визуальной метафоры в рекламе».
(Барбара Дж. Филлипс, «Понимание визуальной метафоры в рекламе» в Убедительные образы под ред. Л. М. Скотт и Р. Батра. Эрлбаум, 2003)«Визуальная метафора – это средство для стимулирования понимания, инструмент для размышлений.
То есть с помощью визуальных метафор имиджмейкер предлагает пищу для размышлений, не выдвигая никаких определенных предложений. Задача зрителя – использовать изображение для понимания ».
(Ноэль Кэрролл, «Визуальная метафора» в Вне эстетики , Издательство Кембриджского университета, 2001)
Визуальная метафора в фильмах
«Одним из наших самых важных инструментов в качестве режиссеров является визуальная метафора, которая заключается в способности изображений передавать смысл в дополнение к их простой реальности. Думайте об этом как о« чтении между строк »визуально … Пара примеров: в сувенир расширенный флэшбэк (который движется вперед во времени) отображается в черно-белом режиме, а настоящее (которое движется назад во времени) отображается в цвете. По сути, это две части одной и той же истории: одна часть движется вперед, а другая часть – назад. В тот момент, когда они пересекаются, черно-белое изображение медленно меняется на цветное. Режиссер Кристофер Нолан делает это тонким и элегантным способом, демонстрируя разработку Polaroid ».
(Блен Браун, Кинематография: теория и практика 2-е изд. Focal Press, 2011)
Структура и принципы метафоры
Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.
Составляющие построения метафоры
Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы, которые представляются частицами единого цельного полотна — метафоры.
Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».
- Предмет сравнения — то, что автор сравнивает в своем произведении. К примеру, в представленной метафоре предметом сравнения является девушка, которая теряет своё обаяние, подобно цветку,
- Образ сравнения — тот самый предмет либо явление, с которым сравнивают предмет сравнения. В вышеприведённом предложении образом является цветок, и именно с ним сравнивается изнемогающая девушка,
- Признак сравнения — свойство, внутреннее либо внешнее, на основе которого проводится аналогия. В примере признаком сравнения является красота, общая как для девушки, так и для цветка.
Виды метафоры
Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.
Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:
- Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм,
- Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться,
- Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого,
- Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.
Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.
Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины. От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить. Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.
Как научиться чувствовать метафоры
Метафоризм это еще одно слово русского языка, означающее то же самое — способность слово передавать переносное значение. Добавим к этому определение метафоризация это добавление нового переносного значения известному слову.
Можно ли овладеть искусством чувствовать метафоры? Большинство экспертов говорит: можно и нужно! Для этого достаточно регулярно читать книги, анализировать, искать слова, употребленные в переносном значении.
Чтобы процесс был максимально интересен, лучше взять любимую книгу. Легко удивиться количеству найденных метафор. Причина — высокая метафоричность повышает красоту речи. Не имеет значения, рассматривается разговорная или письменная речь. Обогатить, добавить новые смыслы можно в обоих случаях.
Поначалу искать метафоры может быть трудно. Взгляд либо не будет искать подходящие слова, либо читатель увлечется книгой. Со временем процесс станет гораздо легче, потом — превратится в машинальный, внешне незаметный. Встречая метафору впервые — мы поражаемся красоте русского языка.
Чтобы овладеть искусством метафоричной речи, надо разрешить фантазии работать полностью свободно. Так человек находит новые сравнения. В то же время, надо быть наблюдательным, чтобы замечать метафоры в чужой речи, обогащать тем самым свою.
Честная кухня
У клиента стояла задача — открыть в регионах сеть магазинов формата «у дома» с натуральной продукцией
Когда проводили исследования, поняли, что потребители из регионов не ценят «крафт», хотя его принято ценить в Москве. Зато мы выяснили, что для них скорее важно, кто контролирует приготовление пищи, ведь главная ценность — безопасность, а не натуральность.
Так появилась метафора «Кухня шеф-повара». Шеф — это человек, который каждое утро приходит на местный рынок и выбирает только лучшие продукты (потому что знает, что именно выбирать)
Этот образ мы и использовали в коммуникациях. Кроме того, в знаке использовали колпак шеф-повара в комбинации с зелёным листком.
Multiplant
Здесь нам предстояло разработать бренд производителя субстратов и удобрений. Вновь после серии глубинных интервью мы пришли к интересной метафоре — математическое уравнение. Эта метафора также отражена в названии (multiply по-английски значит умножать, plant — растение). Буква t в логотипе также связывает его с метафорой, отсылая к математической «тау». Слоган «формула гарантированного роста» выполнен в виде математической формулы. Подчёркивает метафору и графическое изображение дополнительного функционала (add complex). Для ЦА этого проекта необходима прозрачная схема выращивания растений, которой можно доверять, так как эта аудитория не может допускать ошибок. При этом они доверяют только науке, поэтому мы и выбрали для проекта математическую метафору.
Tesoro
Это федеральный бренд продуктов питания, для которого мы готовили ребрендинг. Разработали метафору — посылка из средиземноморья. Во время исследования выяснили, что потребители бренда обожают путешествовать, и не только сами привозят из путешествий вкусные продукты, но также ждут и от своих друзей гостинцев из Европы. И мы решили, что это лучшая метафора для продукта: «посылка из Средиземноморья». Под неё подготовили несколько видов коммуникаций — например, рассылки с продукцией для блогеров в виде красивых деревянных ящиков, а также придумали «пункты выдачи посылок» — их роль играют промо-стойки в ключевых точках продаж. Слоган глобального позиционирования здесь — «прямым рейсом из Средиземноморья».
Valea
В этом кейсе работали с компанией-дистрибьютором женского белья. Для продукции Valea мы разработали очень красивую метафору: компания — это настройщик музыкальных инструментов, который регулирует натянутость струны. Женщина, которая выбирает нижнее бельё — музыкальный инструмент (скрипка или виолончель). Она «звучит» зачаровывающей мелодией, но любое бельё, которое причиняет ей неудобства, создаёт диссонанс. Бренд выступает в качестве профессионального настройщика, который убирает этот диссонанс путём помощи в подборе удобного и комфортного белья, он как бы помогает скрипке найти своё истинное звучание. Слоган глобального позиционирования — «звучи по-новому».
Border
Здесь от нас требовалось разработать бренд взломостойких замков. Для этого кейса мы использовали метафору «граница государства». То есть с замками бренда квартира защищена так же надёжно, как граница страны. В фирменном стиле решили использовать бело-красные полоски, которые есть на пограничных столбах. Слоган глобального позиционирования — «граница на замке».
KT Cars
Здесь мы работали над брендом сервиса аренды машин по всему миру. Метафора бренда — «Транспортный партнёр», надёжный, ответственный, с крепким рукопожатием, который поможет на всех этапах аренды. Поэтому в знаке использовали образы автомобиля и рукопожатия.
Метафора позволяет подробно изучить потребителя, понять, чего он в действительности хочет и как воспринимает продукт. С её помощью можно буквально докопаться до самых глубинных смыслов, обойдя многие барьеры, из-за которых респонденты на ваших интервью не могут сказать то, о чём они думают на самом деле
Важно, чтобы этот инструмент был в правильных руках, потому что мало уметь задавать правильные вопросы, необходимо также внимательно анализировать все ответы. Но как и в литературе, в брендинге не стоит воспринимать метафору слишком буквально, за каждой из них может стоять целая плеяда смыслов, с каждым из которых надо тщательно работать
Если вам было интересно, можем продолжить рассказывать о работе с метафорой и показать более предметно, как этот инструмент работает (можем даже показать вам ещё картинок). А чтобы не пропустить, подписывайтесь на нашу рассылку.
Сравнение
У Сергея Есенина есть следующие строки (рис. 2).
Рис. 2. Текст стихотворения
Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек (рис. 3).
Рис. 3. Сопоставление
Словно является указанием на сопоставление (рис. 4). Такое сопоставление называется сравнение.
Рис. 4. Сопоставление
Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:
- Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
- Особое слово со значением сопоставления – будто, точно, как, как будто, словно
Примеры метафор в литературе
Эти метафоры взяты из известных произведений художественной литературы и поэзии. Мы также включили пример расширенной метафоры, которая представляет собой длинную метафору, подходящую для всего абзаца, рассказа или стихотворения (см. ниже).
«Но твое вечное лето не увянет» — Уильям Шекспир, Сонет 18
Но, мягко! какой свет вон вон вон разбивается?Это восток, а Джульетта — солнце.- Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта
Если ты сможешь заглянуть в семена времени,И скажи, какое зерно будет расти, а какое нет,Тогда поговори со мной, который не просит и не боитсяВаши милости и ненависть.- Уильям Шекспир, Макбет
Весь мир — сцена,И все мужчины и женщины просто игроки.- Уильям Шекспир, Как вам это нравится
«Ее рот был фонтаном восторга». — Кейт Шопен, «Буря»
«Солнце было маленьким ребенком, который настойчиво отказывался ложиться спать: было уже восемь тридцать, а еще светло». — Джон Грин, Виноваты звезды
«Она все государства, и все князья, я» — Джон Донн, «Восход солнца»
«Надежда» — это вещь с перьями-Что в душе -И поет мелодию без слов -И никогда не останавливается — вообще- Эмили Дикинсон, «Надежда — вещь с перьями»
«Солнце на западе было каплей горящего золота, которая скользила все ближе и ближе к подоконнику мира». — Уильям Голдинг, Владыка мух
Я загадка в девяти слогах,Слон, тяжеловесный дом,Дыня, прогуливающаяся на двух усах.- Сильвия Плат, «Метафоры»
Брак недом или даже палатка— Маргарет Этвуд, «Жилье»
«Она была разумом, плавающим в океане смятения». — Кэролайн Б. Куни, Лицо на упаковке молока
Пример расширенной метафоры:
Птица в клетке поетсо страшной трельюнеизвестных вещейно жаждал по-прежнемуи его мелодия слышнана далеком холмедля птицы в клеткепоет о свободе.
— Майя Анжелу, «Птица в клетке»