Упражнения для дикции
Содержание:
- Отработка дикции скороговорками
- Скороговорки с шипящими звуками
- Постановка дыхания
- Работаем над качеством дикции
- Значение речи
- Упражнения для дикции и голоса
- Работа над дикцией и произношением
- Основные причины проблем с речью
- Как улучшить речь ребенка
- Как выработать хорошую дикцию: упражнения, онлайн тренажеры, видео уроки
- Артикуляционная гимнастика
- Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
- Надо ли для развития дикции читать вслух?
- Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
- Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?
- Работаем над качеством дикции
- Самая длинная скороговорка
Отработка дикции скороговорками
- Перед скороговоркой выполняем дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Скороговорка должна быть выучена, чтобы не было заминок.
- Для детей лучше использовать стихи для развития дикции.
- Детская скороговорка не должна быть длинной.
- Все слова в скороговорке должны быть понятны.
- Скороговорка делает акцент на проблемные звуки.
Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых
Для ребенка:
- Учитель произносит скороговорку быстро и четко, ребенок внимательно слушает.
- Учитель произносит ее медленно, чтобы ребенок услышал каждое слово.
- Учитель и ребенок повторяют ее, постепенно ускоряя темп. Когда ребенок запинается, тогда стоит снова повторять медленно.
- Ребенок повторяет ее сам.
- Ребенок повторяет ее быстрее.
Можно играть: повторять действия из скороговорки; произнести скороговорку, поворачиваясь вокруг своей оси или подкидывая мячик.
Правила для взрослых упрощены, т.к. взрослый может заниматься со скороговоркой сам:
- Медленное произнесение скороговорки.
- Постепенное ускорение до первой осечки.
- Повторение снова с медленного темпа.
- Продолжать упражнения, пока скороговорка не будет выговорена идеально на быстрой скорости.
Скороговорки со звуком ч
Молчал, да вымолчал; горячи калачи, калачи горячи; синичка – воробью сестричка; рябина, рябиночка – родимая кровиночка; черной ночью черный кот прыгнут в черный дымоход; пират чертенка видит из бочонка.
Скороговорки для развития невнятных н, м, р, л
Дробью по перепелам да по тетеревам; корабли лавировали лавировали, да не вылавировали; корольчорел; интервьюер интервента интервьюировал; во мраке раки шумят в драке; а мне не до недомогания; на горе Арарат рвала Варвара виноград.
Скороговорки для развития речи и дикции взрослых
Упражнения для улучшения дикции взрослых несколько отличаются от детских. Взрослые могут делать это без учителей.
Гимн одним нагим ногам; в Чите речка течет Читинка; цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; прецедент с претендентом; Клара-краля кралась к Ларе; Достоевский доставал диски и доски; беспечность любит обеспеченность.
Мы рассмотрели, как улучшить дикцию. Только комплексный подход и систематические занятия принесут успехи в этой области.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
- Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
- Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
- Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
- Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
- Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.
Постановка дыхания
Важнейший этап в достижении успеха. Если пренебречь тренировкой дыхания, то при продолжительной и эмоциональной речи, может просто не хватить воздуха. Голос будет срываться, дрожать, звучать вяло и неестественно.
1. Открыть рот, глубоко вдохнуть и выдохнуть через нос. Повторить 10 раз.
2. «Дыхание животом»: вдохнуть и надуть живот, выдохнуть через маленькое отверстие губ и втянуть живот. Сделать не менее 5 повторений.
3. Закрыть одну ноздрю рукой, другой ноздрей вдыхать и выдыхать, затем поменять. Упражняться 2 минуты.
4. Вдохнуть, зажать крылья носа и выдохнуть под давлением.
5. Вдохнуть и резко выдохнуть через нос, при этом втягивая мышцы живота.
Работаем над качеством дикции
Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.
Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.
- Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
- Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
- Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.
Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.
- Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
- Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).
Артикуляционная гимнастика
Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка речевого аппарата гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.
Комплекс включает следующие упражнения:
- На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
- Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
- Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
- Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
- Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
- Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
- Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
- Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
- На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
- На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
- На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
- Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».
Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.
- Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
- Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
- Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.
Дополнительные упражнения
Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.
Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.
Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:
- Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
- Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
- Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.
Значение речи
В последнее время плохое произношение стало своеобразным «бичом» общества, особенно среди взрослого населения
Люди перестали уделять должное внимание речи, мыслям и способам их выражения. Хотя правильно поставленная речь – залог успеха во всех сферах жизни:
профессиональной (произвести прекрасное впечатление на любом собеседовании, наладить контакт с коллегами и завоевать авторитет в коллективе);
личной (обратить на себя внимание противоположного пола, ведь все отдают предпочтение открытым, коммуникабельным и обаятельным людям);
интеллектуальной (ёмко и точно формулировать свои мысли, излагать их понятно и лаконично);
социальной (влиять на окружающих, убеждая принять свою точку зрения).
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:
Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
произносить звуки как можно глубже в полости рта.
Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы
Для этого нужно произнести:
«ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
неба, щек и губ тянем звук «М».
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Основные причины проблем с речью
Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.
У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.
Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.
Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.
https://youtube.com/watch?v=pYYJFUhjHns
Как улучшить речь ребенка
Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.
А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.
Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких
Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много
Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.
Как выработать хорошую дикцию: упражнения, онлайн тренажеры, видео уроки
Хоть раз в жизни, мы были свидетелями картины: человек начинал говорить, и все вокруг замолкали, слушая с «открытым ртом»
Красивая речь способна приковать внимание сильнее, чем внешность, одежда и поведение. Магия голоса – мощнейший рычаг достижения целей и воздействия на окружающих
Гениальные ораторы (Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль, Владимир Ленин) не обладали броской внешностью и не выделялись из толпы. Однако управляли массами и владели огромной силой убеждения, благодаря скрытой мощи дикции.
Как улучшить произношение и речь в целом, читайте в статье с обучающими видео на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.
Артикуляционная гимнастика
Если у взрослого человека сформировано произношение всех фонем, но оно нечеткое, причиной может быть недостаточная артикуляционная моторика. Поэтому в занятия обязательно нужно включить базовые упражнения для органов артикуляции.
Для губ:
- «Улыбка»;
- «Трубочка» (губы вытягивают вперед);
- «Окошечко» (губы вытягивают немного вперед так, чтобы получилось окошечко).
Для нижней челюсти:
- поднимание−опускание;
- движение из стороны в сторону.
Для языка:
- делать его поочередно широким и узким;
- поднимать−опускать;
- двигать из стороны в сторону;
- «Чашечка»;
- «Варенье» − поглаживание верхней и нижней губы;
- «Лошадка».
Артикуляционную гимнастику нужно делать перед зеркалом, чтобы взрослый мог оценить правильность выполнения упражнения.
Скороговорки на букву Р (текст) – Часть 1
https://abvgdee.ru
- Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.
- Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- На дворе – трава, на траве – дрова.Не руби дрова на траве двора.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- На дворе дрова, за двором дрова,под двором дрова, над двором дрова,дрова вдоль двора, дрова вширь двора,не вместит двор дров.Двора выдворить обратно на дровяной двор.
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- Краб крабу сделал грабли.Продал грабли крабу краб.Сено граблями, краб, грабь!
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.
- Город Нерль на Нерли-реке.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- РАЗМОКРОПОГОДИЛАСЬУ нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,И не один не дразнится,Раз все равно все рыжиеКому какая разница?
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
- Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
- Сорок сорок воровали горох,Сорок ворон отогнали сорок.Сорок орлов напугали ворон,Сорок коров разогнали орлов.
- Фрол подол у кафтана порол,Распарывал, распарывал –И подол не распорол.
- Кириллу на рынке купили крынку.
- Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.
- Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.
- Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.
- Пойду в лес по рябую корову.
- Пришёл Панкрат с домкратом.
- Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
- Выкроен, выкроен клин с приподклинком.
- Грызёт белка орех, а ребятам — смех.
- Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Люди — с базара, Назар — на базар.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
- Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
- По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.
- Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.
- Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.
- Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
- Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.
Надо ли для развития дикции читать вслух?
Чтение вслух
Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух
При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков
При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.
Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.
Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.
Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.
Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.
Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.
Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.
Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.
Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.
Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения
Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению
Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.
Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов
А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.
Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
При очень быстром проговаривании некоторых скороговорок, человек может испытывать затруднения. Зачастую, «затык» происходит в определенном звукосочетании конкретного слова. Не стоит возвращаться в начало и стараться снова ее прочесть быстро. Гораздо лучше и результативнее будет остановиться на сложном для произношения слове, проговорить его несколько раз понятно, медленно и вдумчиво, постепенно увеличивая темп. Попробуйте прочитать скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни
Не менее важно при работе со скороговорками доносить их смысл, расставляя речевые акценты в предложении
Подобные упражнения на развитие артикуляции займут немало времени, но способны отточить вашу дикцию.
Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?
- Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
- «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Работаем над качеством дикции
Улучшить свою дикцию поможет выполнение определенных упражнений. Занятия необходимо проводить ежедневно, потому что только в этом случае можно получить быстрые результаты.
Упражнения для улучшения речи и дикции включают тренировки мышц нёба.
- Медленно проговорите звуки «К» и «Г» подряд 3 раза. Потом произнесите с практически закрытым ртом звуки «А», «О», «Э».
- Имитируйте полоскание рта. Ощущения должны быть похожими, как если бы во рту была вода.
- Рот приоткрыт на ширину двух пальцев. Проговорите слоги «АММ-АММ». При этом «А» звучит шепотом, а «М» громко и звонко.
Чтобы усовершенствовать свою речь и дикцию, нужно выполнять упражнения для снятия мышечных зажимов.
- Напишите на листе бумаги скороговорку. Проговорите ее вслух, озвучивая только согласные звуки. На месте гласных – пропуски. Потом повторите ее полным голосом. Это поможет вам понять, в каком положении артикуляционный аппарат работает неправильно.
- Сделайте глубокий вдох и зажмите нос пальцами. Прочтите вслух любой текст. Сделайте выдох. Снова начните читать текст, делая вдохи в необходимых по смыслу местах (в соответствии с грамматическими паузами).
Артикуляционная гимнастика
Если вы интересуетесь, как улучшить дикцию речи быстро, то нужно практиковать артикуляционную гимнастику. Регулярная тренировка речевого аппарата гарантирует улучшение дикции в самые короткие сроки.
Комплекс включает следующие упражнения:
- На лице широкая улыбка. Зубы сжаты. Фиксируем положение на 10 секунд. Затем расслабляемся. Важный момент: оба ряда зубов должны быть полностью видны.
- Зубы сжаты. Губы сложены в трубочку, вытянуты вперед. Тянем звук «У» на протяжении 10 секунд.
- Рот открыт, язык выдвинут вперед насколько возможно. Фиксируем положение на 5 секунд. Расслабляем мышцы.
- Рот открыт. Язык лежит на поверхности нижней губы. Раскрываем рот максимально широко и расслабляемся.
- Расслабьте нижнюю челюсть и зафиксируйте это положение. Облизывайте верхнюю губу, максимально выдвигая язык.
- Трогайте кончиком языка попеременно верхнюю и нижнюю губу, выдвигая его вперед. Выполняйте упражнение в неспешном темпе. Подбородок в течение всего времени должен быть неподвижным.
- Рот закрыт. Языком оказываем давление на внутреннюю поверхность щеки, прилагая силу в течение 4 – 6 секунд. Повторить с противоположной стороны.
- Нижняя челюсть опущена книзу. Совершаем ею движения из стороны в сторону. Голову удерживаем ровно. В движении она не участвует. Потом перемещаем челюсть вперед/назад.
- На лице полная улыбка. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности губ. Сначала по верхней, потом по нижней, следом делаем круговое движение. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
- На лице широкая улыбка. Проводим языком по поверхности зубов, сначала верхних, потом нижних. Челюсть зафиксирована и не двигается.
- На лице широкая улыбка. Проводим по губе языком от уголка к уголку. Губы и челюсть не двигаются. Касаться надо именно поверхности губ, а не зубов.
- Стойка прямо, руки на груди (скрещены). Совершаем медленный наклон вперед на вдохе, одновременно громко озвучивая буквы «О» и «У».
Четкость произношения звуков обеспечивает кончик языка. Для улучшения дикции нужно улучшать его подвижность.
- Используйте язык как молоточек, постукивая им по зубам. Во время каждого удара проговаривайте слог «ДА». Потом говорите буквы «Т» и «Д».
- Для улучшения дикции речи необходимо разработать мышцы гортани. Это поможет наладить четкое произношение звуков «К» и «Г». Совершаем вдох через нос, и выпускаем воздух через рот. Во время выдоха начинайте пыхтеть как ежик – «ФУ-ФУ-ФУ». Слог произносится резко.
- Улучшить речь и дикцию поможет тренировка мышц губ. Это упражнение улучшает произношение звуков «П» и «Б». Надуваем щеки и схлопываем их руками, как в детстве.
Дополнительные упражнения
Улучшить дикцию и четкость речи поможет умение контролировать объем воздуха в легких.
Встаньте перед зеркалом и вслух прочтите с выражением любой текст. Вначале сделайте это привычным голосом. Потом прочтите его снова, но уже намного громче. Выполняя это упражнение ежедневно, в скором времени вы научитесь контролировать заполненность легких и сможете легко произносить речи любых объемов.
Для улучшения дикции у взрослых поможет такое упражнение:
- Напишите на листке бумаги строчки своего любимого стихотворения.
- Вычеркните все согласные, а оставшиеся гласные пропойте голосом вслух.
- Потом снова вставьте все согласные. Произносите их громко, звонко, продолжая пропевать гласные звуки.
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений поможет улучшить свою речь и дикцию очень быстро.
Самая длинная скороговорка
«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»